Руководство по правильному выбору наиболее подходящих деловых мероприятий – эффективных, полезных и выгодных
Давно прошла короткая, но темная эпоха, когда спорт в России считался профессией без будущего. Сейчас это серьезная индустрия, где есть не только государственные монстры и бюджетные клубы, но и много реальных успешных бизнесов. Большинство предпринимателей и менеджеров в этой области – настоящие self-made man, люди, самостоятельно нашедшие возможности для развития. Многим из них помогли специальные площадки для получения образования и развития сети контактов: конференции, форумы, семинары. Таких мероприятий в спортивном менеджменте и маркетинге уже немало и с каждым годом становится все больше. Посетить все невозможно, да и не нужно. А значит, необходимо иметь методику оценки каждого варианта и его потенциальной пользы для вашей работы. Опираясь на свой большой опыт и проведя исследование современного рынка деловых спортивных событий, мы подготовили памятку.
Целевая аудитория
Любое мероприятие направлено на конкретный рынок. Свои цели и задачи организаторы обычно явно указывают в презентациях, но часто они могут звучать слишком общо. Поэтому стоит запросить списки не только спикеров и/или участников выставки, но и потенциальных делегатов. Вы сможете, во-первых, лучше понять, кто же на самом деле интересуется этим событием, а во-вторых, прикинуть, сколько полезных лично вам контактов можно будет завести в кулуарах. Сделайте поправку на то, что не все потенциальные новые знакомые действительно приедут, а потом уже решайте, хороший ли это инструмент нетворкинга. Возможно, стоит поискать другую конференцию или постараться организовать нужные встречи самостоятельно.
Информация
Помимо возможности пообщаться с коллегами и найти новых партнеров, конференции, семинары и мастер-классы нужны, конечно, для пополнения и обновления своих знаний. С этой точки зрения первый документ, который стоит изучить, – деловая программа. Правило «не судите о книге по обложке» в данном случае не работает. Любая деталь: доступность программы (на сайте, в рассылке или странице в социальных сетях), ее оформление, своевременные обновления, четко прописанный тайминг – много говорит о качестве подготовки организаторов. Некачественно отсканированный листок с орфографическими ошибками должен насторожить.
Не стоит бояться беспокоить организаторов запросами дополнительной информации. Более того, содержание и оперативность ответов также помогут вам оценить уровень мероприятия
Конечно, не менее важно и содержание программы. Количество сессий, имена спикеров, время, дополнительные опции – все должно быть понятно заранее. Большая и насыщенная программа в общем случае лучше лаконичной и короткой, но оценивайте свои силы трезво, не забывайте, что внимательно слушать выступления в трех залах одновременно вам вряд ли удастся.
Партнеры
Организаторы всегда демонстрируют поддержку сильных компаний в качестве гарантии эффективности мероприятия. В презентациях и пресс-релизах вас знакомят с партнерами, выдвигая громкие названия на первый план. Да, абстрактное «при поддержке Минспорта» появляется на баннерах благодаря росписи чиновника и может не значить вообще ничего, но серьезные коммерческие компании (клубы, лиги, агентства) более внимательно подходят к вариантам сотрудничества. Стопроцентно повышают уровень мероприятия качественные поставщики. Можно также проверить сайты и аккаунт партнеров мероприятия, чтобы понять, насколько они сами гордятся этой связью.
Опыт организаторов
Очень много о качестве мероприятия говорит его периодичность. Ежегодное событие с большой историей вызывает больше доверия, чем конференция, проходящая впервые или нерегулярно. Согласно теории ивент-менеджмента, добросовестные организаторы каждый раз анализируют проведенное мероприятие, исправляют недостатки и развивают преимущества. Если людям удалось найти бюджет, заручиться поддержкой партнеров и собрать достойный состав выступающих во второй, третий, десятый раз – значит, им доверяют. Так что заголовок типа «III Международная конференция по управлению спортивными объектами Arena Forum» должен сразу привлечь внимание менеджера и инвестора, работающего со стадионами. А если такая вывеска подкреплена хорошим набором спикеров и серьезным списком партнеров, то это must have для профильного специалиста.
PR-группа проекта всегда делает отчет о событии (если не делает, это очень тревожный знак). Тоже важный маркер работы организаторов. Подробный отчет, видеоролик и качественные фотографии позволяют оценить масштаб мероприятия: размер и заполняемость зала, удобство сцены, используемую технику… Интересно сравнивать материалы разных годов, а также анонсы и пост-релизы. Все это помогает уточнить свой личный прогноз, а значит, избежать разочарования.
Стоимость контакта
Хайп – это здорово. Условный Юрий Дудь, конечно, может многое рассказать о работе в спорте и искусстве интервью. Но обычно звезды на публичных мероприятиях скорее воодушевляют, мотивируют, чем раскрывают реальные кейсы или общаются с делегатами. И контактными данными такие люди, как правило, не разбрасываются.
Собираясь приобрести билет, просчитайте свой личный маркетинговый показатель – «стоимость контакта», то есть во сколько вам обходится одно знакомство, одна визитка. Часто гораздо полезней оказываются менее заметные, но более конкретные люди – маркетологи, аналитики, директора небольших предприятий. Они легче идут на контакт и такие мероприятия посещают в том числе в поиске партнеров или специалистов. Изучив программу, вы можете заранее продумать, кому и чем окажетесь полезны, и подойти к встрече с представителем той или иной компании в полной готовности. Для таких рабочих диалогов открытый бизнес-завтрак, собирающий специалистов конкретного направления (например, экспертов и практиков по управлению ледовыми аренами), может оказаться гораздо продуктивнее, чем просиживание штанов на раскрученном форуме ради поста в инстаграме.
Заранее свяжитесь со спикерами, например, в фейсбуке, чтобы уточнить детали их выступления или даже попросить уделить больше внимания интересующему вас вопросу
Разнообразие
Мероприятия с разными активностями всегда дают фору моноформатным встречам. Организаторы могут предложить решение кейсов, конкурсы, тесты и поощрять самых активных участников. Крайне важно знать, будет ли организовано нетворкинг-пространство – продуманная концепция для поиска деловых знакомств. Уже привычными стали специальные приложения, в которых можно обмениваться контактными данными, назначать встречи, задавать вопросы спикерам.
Баскетбольный фестиваль «Экспо-баскет» летом 2017-го завлекал посетителей турнирами разного уровня, конкурсами мастерства, музыкой и объемной деловой программой. Логично, ведь целевая аудитория фестиваля – начинающие специалисты, любители баскетбола и просто молодые ребята. Участвовать в нем выгодно всем: и тем, кто ищет знакомства, работу, интересную информацию, и тем, кто занимается поиском единомышленников для своего проекта. Кстати, «Экспо-баскет» – редкий пример форума, в котором главная звезда не просто украшает своим именем афишу. Президент Российской федерации баскетбола Андрей Кириленко успевал все: он заходил на все площадки, общался с посетителями и стал полноценным участником конференции «Баскетбольная индустрия России».
Отзывы
Социальные сети породили эффект гиперкоммуникабельности. Люди с удовольствием делятся впечатлениями, выкладывают фото, заметки об увиденном. Раздел отзывов на официальном сайте или комментарии в своей в группе в соцсети организаторы почти наверняка модерируют, зато поиск по хэштегам – отличный способ докопаться до правды. Не помешает и просто загуглить название мероприятия с пометкой «отзывы».
Хороший пример, хоть и не из сферы спорта, – хайповый Synergy Global Forum. По картинке и описанию – праздник и настоящее открытие в российской ивент-индустрии. А вот отзывы противоречивы и раскрывают множество слабых сторон организации: дутую масштабность, неоправданно дорогие билеты, посредственные выступления.
Помните: чтобы извлечь пользу, недостаточно просто прийти на конференцию. Надо быть активным и во время выступлений, и в перерывах, ведь лучший способ получить ответ – задать вопрос
Расширенный выбор
Не пренебрегайте любительскими ивентами. Организованные студентами в своих вузах лекции, семинары, конференции со знаменитостями или спортивными менеджерами обычно бесплатны, а спикеры приходят на них расположенными к свободной беседе. Осенью 2017-го на конференцию «Команда мечты» спортклуба Высшей школы экономики, помимо блогеров и стартаперов, пришли крупные бизнесмены, в том числе президент ФК «Локомотив» Илья Геркус и директор Sports.ru Дмитрий Навоша. Они прямо отвечали на вопросы и общались со всеми желающими.
У каждого свои мотивы походов на деловые события. Если отбросить тонкости, кажется, что чем больше мероприятий вы посещаете, тем лучше. Но все же советуем прежде всего определиться с ответом на главный вопрос: «Что я хочу там найти?» Четко определяя свои приоритеты и настраиваясь на качественный нетворкинг, вы сможете наилучшим образом распределить свое время и выжать из любого события максимум пользы.
Текст: Василий Миронов, Александра Савраева
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №1 (33) март–апрель 2018