Из суперкара в карт
Кто и когда придумал фиджитал, точно никто не знает. Идея объединить, скажем, виртуальный и настоящий футбол слишком очевидна, чтобы она пришла в голову только кому-то одному. Так хоккейный симулятор NHL скомбинировали с реальным выходом на лед, игру про баскетбол от EA Sports – c бросками в реальное кольцо, а гонки на суперкарах – с картингом. Путаницы добавляет то, что термин «фиджитал» еще окончательно не вытеснил другие названия для этого направления. Соревнования, где киберспорт соседствует с классическими дисциплинами, где-то именуют дуплексными, а где-то гибридными.
В России фиджитал продвигают организаторы «Игр будущего» – так называется международный турнир, который пройдет в 2024 году. Призовой фонд составит $25 млн, который поделят победители 16 дисциплин. На проведение Игр претендовали Москва, Петербург, Калуга или федеральная территория «Сириус» в Сочи, но в итоге он достался Казани.
Для подготовки к соревнованию в столице Татарстана в сентябре прошли первые Фиджитал Игры по четырем дисциплинам: гибридные футбол и баскетбол, гонки дронов и VR-игра Beat Saber. В ноябрьском турнире к этому списку добавились фиджитальные гонки и единоборства – на экране и в реальности. Заезду и выходу в октагон предшествовали высокие скорости в автосимуляторе Assetto Corsa и апперкоты в Mortal Kombat. Конечно, для спортивных симуляторов найти пару просто, но у некоторых популярных киберспортивных дисциплин нет аналогов в реальном мире, так что приходится экспериментировать.
Уже проходят и детско-юношеские турниры. Например, в октябре в «Первых московских школьных играх» соревновались 175 участников. В программу включили три дисциплины: «Баскетбольное двоеборье», «Тактический бой» и «Танцевальный марафон».
Не только Казань
Осенние соревнования в Казани были международными. В фиджитал-боях участвовало шесть команд из четырех стран: России, Казахстана, Ирана и Беларуси (по два бойца в каждой). В Минспорте Татарстана полагают, что «Игры будущего» в 2024-м будут более массовыми, и в них примут участие представители ста стран. Турнир для двух тысяч фиджитал-атлетов продлится девять дней, ему будет предшествовать отбор.
«Хотим сделать в Казани запоминающееся мероприятие и задать тон последующим «Играм будущего", которые пройдут в другом регионе через два года после казанских. Для проведения „Игр будущего" в 2024 году в основном будет задействована наша инфраструктура, связанная с «Казань Экспо», но при этом мы используем и спортивные объекты, и образовательные кластеры», – ранее рассказал министр спорта Татарстана Владимир Леонов.
Игры примут также дворец единоборств «Ак Барс», «Татнефть Арена» и торговый центр Kazan Mall. Впрочем, в России уже есть первые спортобъекты, заточенные именно под гибридные соревнования. В сентябре в Кемерове на площадке нового многофункционального спорткомплекса «Кузбасс Арена» открыли фиджитал-центр. Здесь в киберспортивном пространстве площадью 260 кв. м² оборудована зона c компьютерами и консолями Sony Playstation, зал для VR, а также место для отдыха гостей, раздевалки, душевые. На «умной» спортивной площадке можно будет заниматься мини-футболом, баскетболом, панной (разновидность уличного футбола) и воркаутом. Предусмотрена система рейтинга посетителей, который формируется за счет показателей цифровой и физической активности на площадке.
Фиджитал в университетах
Интерес к фиджиталу проявляют и в других регионах, например, на уровне университетов. На текущий момент организаторы «Игр Будущего» подписали соглашения уже с 39 вузами. Среди них – РЭУ им. Г.В. Плеханова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Высшая школа экономики, Дальневосточный федеральный университет, Университет Синергия, Университете Иннополис и другие учебные заведения. В планах – открыть образовательные программы. Какие именно, пока неизвестно. Правда, чтобы они начали работать нужны квалифицированные специалисты, заявили в Минспорте Татарстана.
«Требуется подготовка квалифицированных научно-педагогических кадров, а также разработка и утверждение федерального стандарта спортивной подготовки по фиджитал-спорту. Работа над ней начнется после признания фиджитала официальным видом спорта», – отметили в ведомстве.
В Минспорте республики полагают, что более перспективным для университетов региона будет открытие фиджитал-центров, а в дальнейшем на их ресурсной базе могут появиться и кафедры.
Что же касается федерального спортивного ведомства, то оно уже рассматривает заявку на включение фиджитала во всероссийский реестр. Правда, направлению еще предстоит проработать методику подготовки спортсменов, регламентировать инвентарь и оборудование, а также нормативы Единой всероссийской спортивной классификации, по которой выдают «заслуженных мастеров» и прочие звания.
Конкуренты или союзники
Фиджитал заимствует у компьютерного спорта не только киберсоставляющую, но также участников и аудиторию. По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, в России киберспортом интересуются 15,4 млн человек, а профессионально занимаются более 4 тыс. Правда, не все рады появлению новой гибридной дисциплины.
Поляна у киберспорта действительно огромная. По данным Statista, в 2022-м выручка рынка этого вида превысит $1,4 млрд. В ближайшие пять лет она должна расти на 10% в год, то есть к 2027-му составит $2,23 млрд. Сегмент спонсорства и рекламы в киберспорте занимает более половины объема рынка или около $792 млн в 2022 году. К 2027 г. количество пользователей на рынке киберспорта приблизится к 721 млн человек. Фиджитал вполне может освоить солидную часть этой аудитории, а значит – претендовать на долю доходов индустрии.
Сможет ли фиджитал расти теми же темпами, что и киберспорт, покажут ближайшие соревнования. До «Игр будущего», которые пройдут в марте 2024 года, планируют провести еще как минимум два крупных турнира.
Фото: «Игры будущего»
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №4 (50) декабрь 2022