Вместе с экспертом АНО «Цифровая экономика», создателем проекта Go2Sport Вячеславом Фёдоровым мы разобрались, какую пользу цифровизация приносит конкретным менеджерам и владельцам спортивного бизнеса.
Рынок спортивных услуг перенасыщен, особенно в больших городах. Желающих играть в футбол, хоккей, баскетбол, сквош или еще что-то – много. Но и площадок, готовых их принять, больше, чем кажется. Для обеих сторон главное – найти друг друга. Помогают решать эту задачу специальные сервисы, не только агрегирующие информацию о полях и катках, но и дающие пользователям возможность тут же забронировать подходящее время и внести предоплату. Это типичный пример решения одной из задач цифровизации. Пока подобные проекты не объединены, но в ближайшем будущем именно они могут стать основой единой информационно-аналитической системы российского спорта.
«Владельцы и управленцы спортивных объектов смотрят в сторону автоматизации. Незачем платить неэффективному продавцу, когда можно экономно давать рекламу и эффективно привлекать клиентов через сайт. Постепенно к ним приходит понимание, что можно и нужно брать внешние компетенции на аутсорс, а не долго и дорого выращивать их в своей команде», – уверяет Вячеслав Фёдоров.
Однако продажа своих услуг через агрегатор – лишь малая часть того, что может предложить цифровизация и автоматизация бизнес-процессов. Проект Go2Sport сделал серьезный акцент на онлайн-маркетинг. Начав с близких основателям тенниса и пляжного волейбола в родном Санкт-Петербурге, сервис разросся, хотя и остается пока стартапом. И он уже доказал свою эффективность для площадок. В качестве примера можно привести один из теннисных клубов, в котором после внедрения системы средняя стоимость привлечения клиента снизилась с ₽31 тыс. до ₽1,2 тыс! В первую очередь за счет оптимизации рекламы.
Часто, используя разные каналы продаж (билборды, теле, радио, интернет рекламу и т.д.), менеджеры спортивных объектов не следят за стоимостью привлечения клиента и уж тем более не проводят сквозную аналитику, которая дает понять откуда пришел клиент и во сколько обошлось его привлечение. Хотя технологии уже сейчас позволяют клубам точно оценивать потраченные средства и эффективность каждого канала.
«Мы знаем, как взять клиента из интернета и отправить его на площадку, получив предоплату. И только высокое качество наших услуг дает нам возможность заходить на спортивные объекты. А уже потом появляется аналитика, которую мы можем предоставить. В частности, расписать реальную сезонность конкретного объекта, помочь подготовить управленческие решения на основе прогнозируемых финансовых моделей, – объясняет Вячеслав Фёдоров. – Автоматизация позволяет не только резко снизить стоимость привлечения клиента, но и контролировать качество рекламных каналов, оценивать LTV (Lifetime Value – стоимость жизненного цикла клиента). А уже следующим шагом становится построение системы с полным контролем UNIT экономики».
Несмотря на то, что «Цифровая экономика», подразумевающая диджитализацию едва ли не всех отраслей, имеет статус национального проекта, инициативам снизу реально привлечь внимание и понимание во властных коридорах. По крайней мере в спорте. Чуть больше года назад в России появился заместитель министра спорта по вопросам цифровой трансформации – эту должность занял Андрей Сельский, ранее работавший в оргкомитете «Сочи-2014» и в АНО «Цифровая экономика». И он наладил плодотворный диалог с бизнес-сообществом.
Полезный и эффективный посредник в общении частников (в том числе спорттех-стартапов) и государства – та самая автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика». Ее учредителями стали государство и крупнейшие организации с большим опытом выстраивания диджитал-процессов: от «РЖД» и «Сбера» до «Яндекса» и МТС. Одним из проектов АНО стали «Цифровые прокачки» регионов, на которых бизнесмены проводят фактически интенсивные мастер-классы по применению цифровых технологий для чиновников различного уровня. Получается, государство перенимает опыт предпринимателей. По итогам первых «прокачек» министерство даже составило список перспективных и проверенных российских IT-решений для спорта. Вошла в этот перечень и облачная SaaS-платформа цифровой трансформации спортивной отрасли Go2Sport.
«Цифровизация реально идет в регионы. Они двигаются в этом направлении, хотя и медленно – но это вообще характерно для госмашины, – признает Вячеслав Фёдоров. – Понемногу, постепенно управленцы на местах проявляют все больше интереса к системам, подобным Go2Sport, анализируют их, изучают возможность интеграции. Да, кто-то ждет решения сверху, приказа, но многие муниципалитеты со своим бюджетом и способны самостоятельно выбирать, что им поставить».
Существующие и развивающиеся частные проекты уже сейчас способны помочь государству провести желанную цифровую трансформацию. В этом году в Мордовии, Татарстане, Белгородской, Оренбургской, Ульяновской областях и Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в тестовом режиме должна заработать единая информационная система «Физическая культуру и спорт». Среди ее первостепенных задач – создание единый реестр спортивных объектов и физкультурно-спортивных организаций. И здесь очень могут пригодиться данные сервисов по бронированию. В том же Go2Sport заранее предусмотрели возможность автоматической передачи информации в государственную систему.
«Мы хотим определить сервисы, которые можно было бы внедрить совместно с операторами в режиме государственно-частного партнёрства, чтобы создать возможности для людей записываться на занятия на спортивных объектах в онлайн-режиме. Также планируем картирование спортивных объектов для массового и любительского спорта, внесение их на карту большого картографического оператора, на общедоступный инструмент с широкой аудиторией», – описывал цели своей работы Андрей Сельский.
Это особенно актуально, учитывая известные проблемы министерства спорта с ведением статистики. С одной стороны, неподотчетные спортивным ведомствам секции, площадки и сооружения порой просто не учитываются. В то же время декларируемые показатели проникновения спорта в жизнь граждан вызывают сомнения не только у экспертов, но и у представителей счетной палаты. SaaS-платформа типа Go2Sport в случае масштабирования на все спортивные объекты поможет автоматически получать объективные аналитические данные. Не просто количество занимающихся спортом, но и выкладки по видам спорта, районам, времени тренировок. А еще можно, к примеру, точно определить пересекающие аудитории – и не считать по несколько раз тех, кто занимается разными дисциплинами.
«Руководители в наше время должны быть на острие и оперативно получать информацию по своим секторам. И задача Go2Sport – обеспечение менеджеров инструментом сбора точных данных в нлайн-режиме. Годовой объем рынка аренды спортивных объектов в России составляет около ₽20 млрд. И это далеко не предел, – уверен Вячеслав Фёдоров. – Если принимать правильные решения на основе объективной аналитики, его можно заметно увеличить. Простой пример: изучив потребительский спрос, государство или предприниматель будет точно понимать, где и каких именно объектов не хватает, увидит эффективные для спорта локации».
Пилотный проект Go2Sport на государственном уровне уже запущен в Ленинградской области. Скоро администрация одного из муниципалитетов региона увидит все «спортивные» цифры буквально в одном окне. Но не дожидаясь результатов этого эксперимента, интерес к системе проявляют на «прокачках» и представители других городов и областей.