Использование машинного труда стало мейнстримом. Рассказываем, какую пользу несет ИИ для спортивных организаций.
Ищет идеальные трансферы
Глубокий статистический анализ действий каждого игрока, математическая модель построения тренировок – раньше этим занимались аналитики в командных видах спорта, а также Билли Бин, «Человек, который изменил все». Сейчас эстафету подхватила техника. С помощью ИИ можно быстро и качественно проанализировать большие объемы информации – например, о прошедших играх и тренировках, состоянии спортсменов, вероятности их травм. Флагманом в этом направлении можно считать SciSports. Нидерландский стартап каждую неделю с помощью нейросетей изучает около 2 тыс. футбольных матчей по всему миру. Результат – детальная статистика и разбор качества игры свыше 250 тыс. футболистов.
Так Midjourney изображает подписание контракта и презентацию Мемфиса Депая в «Лионе»
Со SciSports сотрудничают не только клубы, но и отдельные футболисты. В 2017 году Мемфис Депай плотно осел на скамейке запасных «Манчестер Юнайтед». Тогда вместе с агентом он решил обратиться в SciSports, чтобы там подобрали ему новый клуб. Сервис изучил все матчи Депая, составил алгоритм с учетом его пожеланий и предложил игроку на выбор пять клубов, которым идеально подходил игровой стиль голландца. Среди них был и «Лион» – именно на нем голландец остановил свой выбор. И явно не пожалел: перебравшись во французский клуб, Мемфис за пять сезонов забил 76 мячей, отдал 55 голевых передач и вернулся в сборную Нидерландов.
Помогает SMM и дизайну
Генерация изображений – один из самых популярных способов использования нейросетей. Midjourney и другие подобные сервисы стали излюбленным инструментом администраторов аккаунтов клубов, лиг, федераций. Детский хоккей в стиле Кандинского, известные игроки во вселенной Гарри Поттера, оригинальные афиши к матчам и так далее – в какой-то момент подобный контент стал даже надоедать. Гораздо интереснее, когда творчество ИИ выходит за пределы соцсетей. Хороший пример – новая форма ФК «Сочи». Для нее нейросеть придумала узор, символизирующий горы. Клуб не ограничился макетом, а реально выпустил футболки с этим дизайном и выступает в них в нынешнем сезоне.
За что активные пользователи соцсетей точно должны быть благодарны ИИ, так это за технологию Cognitive Highlights. С ее помощью нейросеть IBM Watson научилась распознавать, к примеру, эмоции теннисистов после розыгрыша, а также реакцию публики. Сопоставляя это со статистикой, он готовит хайлайт игры – и уже через несколько минут видео можно загружать к себе на канал.
Технология Deepfake позволяет с помощью ИИ заменять лицо на видеозаписи или фотографии. Ее часто используют мошенники, но есть и благородные примеры. Например, в 2019 году с помощью Deepfake организация Malaria Must Die сняла ролик с Дэвидом Бекхэмом, в котором легенду мирового футбола озвучивали девять людей, выживших после малярии.
Образы соперников по полуфиналам конференций КХЛ – 2022/23, сгенерированные ИИ
Подменяет охранников и операторов
Олимпийские игры в Токио, несмотря на отсутствие на аренах зрителей из-за пандемии, стали для технологических компаний площадкой для демонстрации новых технологий, связанных с ИИ. Спортсменов по круговому маршруту в Олимпийской деревне перевозили автономные электромобили Toyota e-Palette. Правда, уже во время Паралимпиады выяснилось, что они не до конца безопасны. Один из беспилотников, пусть и на минимальной скорости, столкнулся с незрячим атлетом. После этого все e-Palette пришлось убрать. А еще в Токио впервые в истории Игр применялась система распознавания лиц для прохода на олимпийские объекты участников и персонала, включая журналистов. Чтобы пройти турникет, необходимо было посмотреть в камеру и показать в кадре свою аккредитацию. ИИ моментально сличал реальное лицо и фото и в случае совпадения разрешал проход.
ИИ все чаще подключается к трансляциям матчей. В Дании этим направлением занимается стартап Veo, в России – EORA. Технологии позволяют обнаружить, где происходит действие на поле, автоматически приближать и удалять план, переключаться между камерами. Качество съемки пока оставляет желать лучшего, но для любительских лиг вполне приемлемо. Правда, иногда что-то идет совсем не так. В Шотландии вместо трансляции матча «Инвернесс Каледониан Тисл» – «Эр Юнайтед» машинный интеллект снимал лысую голову бокового судьи. ИИ принял ее за футбольный мяч, и большую часть игры зрителям пришлось любоваться на затылок арбитра.
Сокращает дистанцию с фанатами
Один из главных способов вовлеченности фанатов – индивидуальный онлайн-подход. Еще в 2016 году баскетбольный клуб «Сакраменто Кингз» запустил свой чат-бот Kings Artificial Intelligence. В Facebook* он отвечал на вопросы фанатов об истории, статистике и составе команды, а также рассказывал о домашней арене клуба. Эту идею быстро подхватили европейские футбольные гранды. С помощью первых чат-ботов в Facebook Messenger* юзеры могли отслеживать новости о любимых команд. Tribuna Digital даже разработала таких же помощников на русском языке.
«У всех есть мобильный телефон, поэтому ты можешь быть всегда на связи со своими фанатами, а чат-бот – отличный способ эту связь поддерживать. Поклонники будут чувствовать себя особенными, частью сообщества. А это повлияет на их лояльность и, как следствие, на доход вашей организации», – объяснял вице-директор по маркетингу Rice Athletics Дэвид Пиллен.
Помогает с тренировками
Сейчас чат-боты стали гораздо умнее. Одно из популярных применений – индивидуальные тренировки. Телеграм-бот «Фитнес-центр» рассказывает про базовые упражнения и специальные программы, подбирает комплексы для похудения или набора мышц, помогает разобраться, на каком пульсе бегать, как рассчитать БЖУ и где брать витамины и минералы. А Gymboss предложит персональную программу тренировок и полноценное меню на основе вашей цели и информации о физических данных.
Приложение MySwimEdge на базе ИИ представляет собой систему мониторинга техники плавания. На спине пловца закрепляется датчик, который считывает параметры каждого гребка. На основе этих данных можно скорректировать программу тренировок и быстрее добиться желаемого. В России эту систему использует в своих клубах X-Fit.
Мотивирует
Офисный работник из США Грег Мушен всю жизнь ненавидел кардио, но, чтобы не отставать от своей 6-летней дочки, решил попробовать что-то новое. Он попросил ChatGPT научить его бегать: «Представь, что у тебя есть докторская степень в области спортивной психологии и неврологии. Разработай план, чтобы сделать меня зависимым от бега!» Поначалу ChatGPT давал очень легкие задания: поставить кроссовки рядом с входной дверью, первые три дня не бегать вовсе, а затем пробежаться трусцой 5 минут. Но именно это, по словам Мушена, и позволило ему втянуться в процесс. Новое хобби настолько увлекло мужчину, что через какое-то время он стал бегать по часу 6 раз в неделю и похудел почти на 12 кг. «Нанять тренера было бы правильным решением, но я не знал, хочу ли я инвестировать в это заранее, поэтому ChatGPT был отличной альтернативой, – резюмирует Грег, но предупреждает, что к информации от ИИ стоит относиться очень внимательно, ведь она может оказаться ложной. Сам Мушен просил нейросеть подкреплять свои советы ссылками на исследования, которые он мог бы проверить.
* Продукт компании Meta, признанной в России экстремистской организацией
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №3 (53) Сентябрь 2023