Генеральный директор Корпоративного фонда Президентский профессиональный спортивный клуб «Астана»рассказал о своей работе, о перспективах Алматы на право проведения Олимпиады-2022 и еще много о чем интересном.
— Владимир Михайлович, предложение занять эту должность стало для Вас неожиданным?
— Да, дело в том, что последние три года я жил в Швеции и спортивной деятельностью не занимался. Так что предложение возглавить «ППСК Астана» стало для меня полной неожиданностью. Но согласился сразу, потому что мне стало очень интересно.
— Но о работе Президентского клуба Вы слышали?
— Да, и знал, что генеральным директором был Бахтияр Артаев, а исполнительным — Юрий Мельниченко. Прежде чем принять предложение, прилетел в Астану, ознакомился с делами. Потом был процесс согласования и утверждения. Все это произошло не в один день, поэтому и время подумать у меня было.
— Какие цели и задачи ставились перед Вами?
— Их очень много.
— Можете назвать основные?
— Поставить на ноги Президентский профессиональный спортивный клуб. Что это означает? Обеспечить финансирование всем нашим клубам, а это на сегодня БК «Астана», ХК «Барыс», ралли-команда «Астана Дакар Тим», ФК «Астана», команда по водному поло «СК Астана», велокоманда «Астана», боксерский клуб «Астана Арланс». Под знаменем клуба также выступают двукратный олимпийский чемпион по тяжелой атлетике Илья Ильин и бронзовый призёр Олимпийских Игр в Сочи по фигурному катанию Денис Тен. Каждому клубу требуется обеспечить достойное финансирование и хорошую инфраструктуру. Клуб должен работать профессионально, для чего необходима команда менеджеров. Моя задача организовать все процессы взаимодействия между ППСК и клубами, в него входящими.
— Как Вы считаете, болельщики вправе знать — сколько тратится денег на клубы?
— Конечно, вправе.
— Какой из них самый дорогой?
— Дороже всех хоккейный и футбольный клубы.
— А не велокоманда разве?
— Нет, у них финансирование не только от ФНБ «Самрук-Казына», да и они самостоятельно занимаются коммерческой деятельностью. Это вполне уже сформировавшийся проект со своей маркетинговой платформой.
— Сколько выделяется средств, например, ФК «Астана»?
— С нашей стороны — около пяти миллиардов тенге в год (около 1,77 миллиарда рублей). Во главу угла нашей программы ставится возможность, чтобы и хоккейный, и футбольный, и другие клубы смогли зарабатывать самостоятельно. Тут очень много аспектов. Необходимо работать с болельщиками. Спорт — это и шоу, и бизнес. Перед матчем и во время него нужно поесть и попить, купить сувениры и т. д. Стоит признать, что пока мы это все слабо развиваем.
— У Вас есть задумки на сей счет?
— Конечно, мы приняли очень хороший план-стратегию до 2020 года. Насколько все будет выполнено, сегодня сложно сказать, потому что финансовая ситуация диктует свои условия. Но у нас есть видение, в каком направлении двигаться. И дело не в том, что мы просто руководим клубами и выделяем им финансирование. Ни в коем случае! Мы хотим им предоставить возможности для развития.
— Как Вы, Владимир Михайлович, относитесь к высказыванию Дархана Калетаева о необходимости введения потолка зарплат в казахстанских футбольных клубах?
— Мне сложно судить. Этот вопрос лучше адресовать ему. На эту тему должна быть открытая дискуссия футбольной общественности и специалистов. В чем я согласен с Дарханом Калетаевым, так это в том, что мы приглашаем дорогостоящих легионеров, а они в полной мере свои контракты не отрабатывают.
— Затрону тему ребрендинга. Понятно, что в ППСК «Астана» все должны быть в единой форме. Однако, к примеру, «Астана Арланс» уже заработал себе имя, прежде чем попал в президентский клуб. То же самое можно сказать и о МФК «Кайрат». По смене цветов в этих случаях, как говорят, нужно семь раз отмерить.
— Согласен, добавлю сюда еще и ХК «Барыс». Если эти клубы уже являются сложившимися брендами, то стоит подумать. По этому вопросу решения еще нет, будем думать.
— Как отчитывались клубы за прошедший 2014 год?
— Отчеты были о проделанной работе и по спортивным результатам.
— Вы ставили оценки?
— Нет, оценок не ставили. Но могу сказать, что велокоманда со своими спортивными задачами справилась отлично, то же самое относится к футбольному клубу. Хоккейная и ватерпольная — наполовину.
— Значит, оценки все же существуют?
— Мы оцениваем исполнение бюджета и спортивные результаты.
— Известно, что многие хотели бы попасть в ППСК «Астана». Кого Вы видите на пороге к вступлению?
— Очень много пожеланий и просьб, но могу сказать, в ближайшее время мы никого не возьмем, потому что финансовая ситуация очень сложная. Нам бы удержать то, что есть, и добиться хороших результатов.
— А кто изъявлял желание?
— Шахматисты и конькобежцы, пляжный волейбол и хоккей с мячом.
— Давайте, Владимир Михайлович, поговорим о родных Вам лыжных гонках. Вы ведь побывали в этот приезд на лыжно-биатлонном стадионе. В каком он состоянии?
— Состояние стадиона хорошее. Но нужно понимать, что сооружение строилось к Азиатским Играм именно как стадион. А из него сейчас делают и гостиничный, и развлекательный комплекс. Мне это абсолютно не нравится.
— А как его тогда сохранить? После Азиады ведь целый год стадион пустовал, потом было принято решение создать на его базе ДЮСШ. Она работает?
— Ее создали в Талгаре, но сразу школа не заработает: необходимо набрать штат тренеров, собрать детей, обеспечить их транспортом. Вы правильно подметили, что этот стадион используется не так, как нам бы хотелось.
— 1 февраля в Алматы стартует молодежный чемпионат Мира по лыжным видам. Признаюсь, был удивлен, что соревнования пройдут на комплексе «Сункар».
— Стадион в Ак Булаке был у нас резервным на тот случай, если бы в городе не успели закончить строительство. На комплексе «Сункар» спрофилировали лыжно-биатлонные трассы и завершили их сооружение.
— А есть еще заявки на проведение в Казахстане крупных международных соревнований в зимних дисциплинах?
— Была заявка на проведение чемпионата Мира по лыжным видам в 2019 году, но мы проиграли австрийскому Зеефельду. А теперь у нас заявка на проведение зимних Олимпийских Игр в 2022 году. Но прежде всего нам необходимо провести этапы Кубка Мира и чемпионаты Мира по зимним дисциплинам. Если говорить о лыжах и биатлоне, то возможности у нас большие. А вот финансовых ресурсов сегодня не хватает, не осиливаем мы организационных расходов. Стоит понимать, что хозяева соревнований берут на себя большую часть расходов.
— Если говорить о перспективах проведения Олимпиады, то и у Пекина нет опыта проведения соревнований по зимним видам.
— Если рассматривать шансы Алматы или Пекина, то здесь целый комплекс вопросов. Опыта у Алматы больше: мы проводили Азиатские Игры, чемпионат Мира по бенди, а также чемпионаты Азии. Так что опыт среднего уровня у нас есть, а у Пекина его нет вообще. Но у столицы КНР есть опыт проведения Олимпиады-2008. Считаю, что шансы проведения Белой Олимпиады в Алматы высоки. Однако нам необходимо создать сильный и сплоченный Оргкомитет.
— Вы участвуете в этой работе?
— Нет.
— И с заявкой не ознакомлены?
— Не знакомился и не занимался.
— Неужели Ваш, Владимир Михайлович, опыт работы в Международном Олимпийском комитете и Ваши связи не нужны?
— У других тоже есть опыт и связи, не надо ставить меня выше.
— В феврале прошлого года все казахстанцы ждали медали от лыжника Алексея Полторанина. Было бы здорово, если бы он повторил Ваш успех на Олимпиаде через 20 лет. Но не сложилось. Теперь, когда эмоции схлынули и можно анализировать, на Ваш взгляд, чего не хватило Алексею?
— Он не выдержал психологически. У меня большой спортивный опыт, и я могу увидеть, насколько лыжник готов физически и психологически. Еще перед Играми в Сочи я давал интервью, где четко сказал, что весь этот груз должен нести тренерский штаб Полторанина. Но не получилось, и Алексей не выдержал этой огромной психологической нагрузки.
— Показалось, что и функционально Алексей не был на пике формы.
— А здесь все взаимосвязано: психологическое состояние отражается на физическом, и наоборот. Если вылетает одна часть, то вторая не может восполнить эти функции. Я сам прошел этот путь от А до Я и хорошо понимаю, что произошло.
— Вы общались с Алексеем после Олимпиады?
— Конечно, по телефону и лично при встрече. Мы обсуждали его планы и программы подготовки. Он принял решение готовиться не в команде, а самостоятельно. Страшного в этом ничего нет. Я тоже готовился индивидуально.
— Как говорится, за одного битого двух небитых дают. Как Вы считаете, Владимир Михайлович, Полторанин стал сильнее после той неудачи?
— В этом отношении, о чем мы говорили, — да, конечно. Это опыт. Можно много раз слышать о возможной ошибке, но не воспринимать. А когда произошло это с тобой, и ты все пережил, образно говоря, повалялся в этой грязи носом... Думаю, что Алексей все это преодолел, это и видно по его результатам. Заметно было его желание выигрывать, особый радостный настрой! Но акцент все же должен быть на выступление на чемпионате Мира, тогда мы и поймем, какой урок извлек Алексей Полторанин.
— Он обеспечен всем необходимым?
— Абсолютно, у него прекрасное финансирование, хорошие тренеры, сервисмены и менеджеры.
— Выше Вы дали высокую оценку выступлениям велокоманды «Астана». Однако в конце прошлого сезона велосипедисты изрядно подмочили репутацию допинговыми скандалами. Как нужно бороться с этим злом?
— Бороться нужно и обязательно. Если мы стремимся к тому, чтобы быть достойными членами мирового спортивного сообщества, то необходимо и соответствовать во всем. Надо понимать, что такое допинг. Это медицинские препараты, которые добавляют в тех моментах, которые спортсмен не может натренировать, — всего лишь! А если бы у нас была на должном мировом уровне развита спортивная медицина, хватало всех восстанавливающих средств, витаминов... А для этого необходимо индивидуально брать анализы у каждого спортсмена. У нас не хватает этого даже на республиканском уровне, а на областных и вовсе нет! Вот и получается, что спортсмен заглядывает в Интернет и выискивает — какой препарат ему можно употребить, чтобы добиться того или иного эффекта. А затем идут в аптеку и покупают. Такой случай и произошел с велогонщиками.
— В завершении позвольте блиц. Как проводите свободное время?
— Люблю охоту и рыбалку. Конечно, стараюсь и спортом заниматься. Много читаю.
— Что из последнего прочли?
— Документальную книгу о Черчилле. Люблю историю, а уж узнать побольше о таких личностях, как Черчилль, всегда интересно.
http://sports.kz/news/vladimir-smirnov-sport-eto-i-shou-i-biznes