Спорт и азартные игры уже долгое время неразрывно связаны. Некоторые виды спорта, например скачки, обязаны своим существованием ставкам. Ввиду своей непредсказуемости спортивные события занимают центральное место.
Классическая азартная игра – это игра с нулевой суммой. Обе стороны не могут одновременно получать прибыль. В случае с лотереей всё даже хуже. Выигрыши выше, но вероятность выигрыша близка к нулю. Средний ожидаемый возврат на 1 доллар, согласно исследованиям, где-то между 40 и 60 центами. Для рационального экономического агента лотерейный билет – не лучшая инвестиция. Однако люди продолжают массово скупать лотерейные билеты, разрушая все привычные представления о рациональности и отношении к риску. Объяснение популярности может иметь рациональную и иррациональную природу, но интереснее другое. Когда игроки приобретают данную услугу, они делают это ради азарта или ради потребления?
Лотерея Shengfu появилась в 2001 году и остаётся самой популярной лотереей Китая. Первые три года она предлагала игрокам 13 матчей из топовых европейских футбольных чемпионатов. В 2004 году правила чуть-чуть изменились: число матчей выросло до 14, а перечень лиг существенно расширился. Надо заметить, что ставки на китайский чемпионат законодательно запрещены.
Shengfu – это тотализатор, где выигрыш составляет долю от продаж. В каждом розыгрыше разыгрываются два приза. Первый получают угадавшие исходы всех 14 матчей, второй – 13 матчей. Если победителей нет, сумма переходит в следующий розыгрыш. Налог на выигрыш составляет 35%, а максимальный выигрыш установлен на уровне 5 млн юаней ($804663).
Итак, у матча может быть три исхода: победа команды 1, ничья и победа команды 2. Число комбинаций для 14-матчевого билета – 4782969, или 314. Вероятность взять первый приз – (1/3)14. Второй – 14 x( 1/3)13 x 2/3. Иными словами, на каждые 4782969 проданных билетов может приходиться 1 победитель и 28 обладателей второго приза. Но это верно для классических лотерей, где исход определяется случайным образом. В случае спортивных лотерей, где результаты матчей неслучайны, вероятность выигрыша определить сложнее.
Игроки не делают свой выбор с потолка. Они используют свои знания и доступную информацию для прогнозирования, и какие-то из матчей спрогнозировать проще. Игроки могут купить несколько билетов и повысить вероятность выигрыша, но чем сложнее предсказать исход матча, тем более дорогой становится эта стратегия. К примеру, чтобы не беспокоиться об исходе пяти матчей, нужно купить 243 билета. Впрочем, на практике реальная вероятность выигрыша выше расчётной.
Как можно повысить привлекательность тотализатора?
Во-первых, при выборе матчей в линии ориентироваться на их предсказуемость. Чем легче предугадать исходы матчей, тем больше игроков купят билеты, поскольку вероятность выигрыша возросла. Впрочем, если исходы совсем очевидны, интерес может пропасть, ведь победителей наверняка окажется много, и выигрышем придётся делиться. В истории Shengfu было лишь три розыгрыша, когда никому не удалось выиграть даже второй приз.
Во-вторых, выбирать популярные события. Shengfu предлагает 40 лиг и турниров, но не все из них пользуются спросом. Едва ли вызывает удивление, что в топе у китайских игроков Английская Премьер-Лига, Бундеслига, Серия А и испанская Примера, а также чемпионаты мира и Европы наряду с Лигой Чемпионов.
В-третьих, можно увеличить вероятность выигрыша, объявив о наличии третьего приза за меньшее число угаданных матчей. Здесь нужно найти баланс между предсказуемостью линии и размером потенциального выигрыша.
Группа учёных из университетов Нью-Мехико, Джорджии и Флориды провела эконометрическое исследование на основе данных лотереи Shengfu и пришла к следующим выводам.
Согласно классическим теориям азартных игр, влияние на покупку лотерейных билетов оказывают вероятность выигрыша, размер призового фонда и потенциальное размытие выигрыша. В случае спортивных лотерей композиция билета оказывает влияние на вероятность выигрыша, поскольку какие-то матчи угадать проще, какие-то сложнее.
Кроме того, влияние популярности турниров, представленных в лотерейном билете, оказывает статистически значимое влияние на продажи. Интереснее и проще ставить, к примеру, на АПЛ, где доступна информация о состоянии игроков чуть ли не в режиме реального времени, чем на чемпионат Финляндии, где зачастую известны лишь названия команд, да и вообще, турнир полупрофессиональный, высоки риски договорных матчей.
Кроме того, большинство игроков при виде небольшого призового фонда готово подождать неделю, пока он подрастёт, и потом ввязаться в борьбу. Это не относится к профессиональным игрокам, готовым играть везде и всегда. Их даже наличие чемпионата Финляндии в линии не остановит. Но таковых меньшинство, а обычные болельщики предпочитают играть с любимыми лигами. Потребление азартных игр – производный продукт от потребления спорта в целом.
Тем не менее, нельзя забывать о страновых или прочих особенностях. Если ставка на команду делает связь игрока с ней прочнее, он будет ставить чаще. Или если факт выигрыш игрока пользуется уважением в его кругу общения, стоит увеличить вероятность выигрыша, чтобы поднять его боевой дух и стимулировать играть чаще. Иными словами, игроки – это потребители, и необходимо понимать их поведение и потребности для разработки релевантного предложения.
С использованием материалов: Luke Lunhua Mao, James J. Zhang, Daniel P. Connaughton. Sports gambling as consumption: Evidence from demand for sports lottery. Sport Management Review (2014)