Депутаты Палаты общин (нижней палаты британского парламента) выразили вотум недоверия Футбольной ассоциации Англии (ФА). Они считают, что в руководстве организации недостаточно представлены различные слои футбольного общества и не верят, что ФА способна реформировать сама себя
Начиная с 2010 года, парламентский комитет по делам культуры, СМИ и спорта опубликовал два отчета, в которых рекомендовал Футбольной ассоциации обеспечить больше представителей болельщиков и общественности в составе организации – в том числе на руководящих постах. Также комитет беспокоило, что профессиональные клубы, особенно из премьер-лиги, могут оказывать давление и излишнее финансовое влияние на работу ФА.
Председатель комитета Дамиан Коллинз говорит, что ассоциации было дано шесть месяцев на приведение структуры в порядок (требовалось обеспечить гендерное равенство в совете директоров, более независимый надзор за деятельностью, большую прозрачность, а также ограничить срок пребывания в должности чиновников ассоциации), но ФА не справилась с этой задачей. Депутата поддержали коллеги из консервативной и лейбористской партий.
«В лучшем случае, они волочат ноги. В худшем – намеренно ничего не делают»
Лейборист Джудит Камминз
«Ферги-тайм» для ФА
Сейчас Футбольной ассоциации дана еще одна попытка модернизировать свою структуру, но депутаты пригрозили применить силу закона, если структурных изменений не будет и в этот раз. В частности, по словам министра спорта Трейси Крауч, ФА может потерять государственное в объеме £30-40 млн.
«По моему мнению и мнению моих коллег, действующая модель ФА не выдерживает проверки. Поэтому требуются реформы»
Министр спорта Трейси Крауч
«Отсутствие перемен не оставит нам выбора, – заявил Коллинз. – Если применить футбольную аналогию, то для ассоциации идет не просто компенсированное время, это уже самый конец матча, практически "Ферги-тайм". И они уступают со счетом 1:0. Если ФА не проведет реформу прямо сейчас, реформа сама придет к ним».
В ответ на это председатель ФА Грег Кларк пообещал покинуть свой пост, если организация не получит правительственной поддержки для проведения реформы.
«Я наблюдал дебаты и уважаю мнение депутатов, – сказал он. – Мы подтверждаем свои обязательства по реформированию системы управления в ассоциации в согласованные с министром сроки».
«Я очень уважаю Грега Кларка, но у меня есть ощущение, что его руки связаны, что управление футбольным спортом в этой стране изначально пронизано бездействием»
Консерватор Найджел Хаддлстон
Коллинз предположил, что в процедуру реформирования организации, контролирующей английский футбол, должны вмешаться министры, так как «индейки не будут голосовать за Рождество», и организация не сможет реформировать себя сама. А Крауч предупредила ассоциацию, что если организация начнет играть в «русскую рулетку» с государственными деньгами, то непременно проиграет. Министр также добавила, что правительство подготовит меры законодательного воздействия на случай, если ФА к апрелю не представит план реформ. В то же время, дебаты, на которых присутствовали далеко не все депутаты, показались ей поспешными, так что она хотела бы ознакомиться с предложениями самой ассоциации.
Неравный состав
Футбольной ассоциацией управляет представительный орган – Совет ассоциации, состоящий из 122 членов. Только восемь из них – женщины, и только четверо представляют этнические меньшинства. Более 90 членов совета старше 60 лет.
«Справедливого охвата всех сторон футбольной общественности нет ни в сердце, ни в теле, ни в духе Футбольной ассоциации», – уверена «теневой» (представляющий оппозиционную партию) министр спорта Розена Аллин-Хан. Депутат-лейборист Кейт Ваз добавляет: «Четверть всех профессиональных футболистов – черные, однако только 17 из 92 ведущих клубов имеют представителей этнических меньшинств на должности старшего тренера».
Мнение болельщиков
Председатель Федерации футбольных болельщиков Малкольм Кларк доволен позицией членов Палаты общин, но отмечает и положительные моменты работы ФА.
«Мы очень рады, что так много депутатов поддерживают наши предложения о введении как минимум пяти представителей болельщиков в совет ФА, о представительстве в совете директоров ФА и более широкой репрезентативности. Болельщики – это неотъемлемое условие процветания нашего национального вида спорта, но они все еще катастрофически мало представлены в структуре Футбольной ассоциации, – говорит Кларк. – Сравните сами: в совете ФА один болельщик, в то время как в Вооруженных Силах и Оксбридже – по пять представителей общественности. Но нужно признать, что и в нынешнем составе ассоциация смогла противостоять буйной коммерциализации игры и защитила интересы болельщиков. Например, она предотвратила смену названия "Халл Сити" на "Халл Тайгерс"».
Такое внимание к футболу удивляет руководителей ассоциации.
«Очень жаль, что депутатам больше нечем заняться, – сказал во время эфира на BBC Radio 5 один из 25 пожизненных вице-президентов ФА Кейт Комптон. – Я думал, что, учитывая состояние национальной системы здравоохранения, дефицит жилья, огромное количество бездомных и недостаток средств на обеспечение безопасности, эти несколько человек могли бы направить свою энергию на более насущные проблемы, но никак не на организацию футбола».
Государственное дело
Неясно, как к этим разбирательства отнесутся международные федерации. К примеру, в 2010 году ФИФА дисквалифицировала Нигерию за вмешательство государства в дела национальной футбольной федерации, когда суд запретил избранному руководству организации исполнять свои обязанности, а министр спорта сам объявил о включении в число участников чемпионата страны клубов, выбывших из него по спортивному принципу. С другой стороны, Испания после выпуска государственного закона, регламентирующего распределение части выручки от продаж прав на телетрансляции, ограничилась предупреждением, а избрание министра спорта России Виталия Мутко на пост президента Российского футбольного союза в ФИФА назвали «внутренним делом России».
Отвечая на вопрос, может ли ФА привлекать больше женщин и представителей этнических меньшинств к принятию решений, Комптон ответил: «На самом деле, совет не решает такие вопросы. Если бы эти люди были достаточно заинтересованы, и у нас было бы достаточно мест, в состав ФА был бы более разнообразным. Люди говорили, что у нас не представлены болельщики, но это не так. У них есть один представитель. Раньше считалось, что совет нужно сократить, и вот теперь я слышу, что его нужно расширить».
Зато бывшие руководители ФА соглашаются с претензиями депутатов. Экс-председатель ассоциации Дэвид Бернштейн уверен, что организация «получила аргумент в пользу перемен». А Юнус Лунат, первый мусульманин, получивший место в совете ФА, еще три года назад, перед тем как покинуть свой пост, говорил, что организации нужна свежая кровь. «Никто не оспаривает ценность вклада, сделанного предыдущим поколением управленцев, но приходят времена, когда нужно признать, что вы больше не подходите для этой должности», – сказал он.
«Такие истории, как с тренером Сэмом Эллардайсом, который руководит сборной 67 дней, проводит всего одну игру, а затем исчезает предположительно с £1 млн, подрывают веру людей в футбол»
Член парламентского комитета по делам культуры, СМИ и спорта Эндрю Бингам
«На дебатах могло присутствовать меньше депутатов, чем требуется игроков для футбольного матча, однако тот факт, что решение о недоверии к Футбольной ассоциации все же было принято, звучит устрашающе», – считает спортивный редактор BBC Дэн Роун. Но, подчеркивает он, не стоит забывать, что реальной властью обладает только правительство, которое пока настроено по отношению к ФА не так категорично, как парламент.
Источник: BBC