Североамериканская футбольная лига отчитывается об успехах, но доверять этим данным сложно
MLS, высшая футбольная лига Северной Америки, сообщила, что собрала более 7,37 миллиона зрителей в этом сезоне, третий год подряд побив свой рекорд посещаемости.
Но MLS не говорит, во сколько обошлось это достижение и как много людей оно вообще беспокоит. Это может стать проблемой для лиги, успех и финансирование которой зависят от клубов.
MLS, как НБА, НХЛ и даже английская премьер-лига, считает посещаемость по количеству распространенных билетов – эта практика стала отраслевым стандартом. А Главная бейсбольная лига (MLB) считает количество проданных билетов. Но ни одна из топовых североамериканских лиг не использует олдскулный подсчет по турникетам, так что их данные не отражают количество людей, которые на самом деле посетили мероприятия.
«Существует что-то вроде игры, в которую играют во всех видах спорта, – говорит Стивен А. Банк, преподаватель торгового права Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), читающий лекции по футболу. – Статистика посещаемости сама является инструментом популярности спорта».
Бесплатный сыр
MLS давно бьется над повышением своей популярности в борьбе за большую долю североамериканского спортивного рынка.
Десять лет назад в Сан-Диего издание Union-Tribune сообщило, что около 30% билетов на игры MLS были распространены бесплатно, и лига не оспаривает эту цифру. Бывший сотрудник футбольного клуба «Чивас США», франшизу которого лига выкупила в 2014 году, заявил, что клуб выделял много билетов привилегированным зрителям. По крайней мере, так было пять лет назад.
MLS пыталась решить эту проблему. Ховард Хэндлер, директор по маркетингу лиги, сказал, что количество распределенных билетов уменьшилось в среднем на 20% за последние два года, и теперь они составляют приблизительно 9% от общей посещаемости. Но даже если эта цифра верна, это все равно больше, чем 663 000 бесплатных билетов, указанных в подсчетах MLS в 2016 году. Что-то не сходится.
«Орландо Сити» утверждал, что домашняя посещаемость Camping World Stadium в нынешнем сезоне составляет 532 500 человек. При этом количество билетов, прошедших через турникеты (данные опубликовала администрация Орландо, которой принадлежит стадион) оказалось меньше на 151 060! То есть, разница составляет 8886 билетов в среднем за игру.
В 2015 году, в первом сезоне «Орландо Сити» в лиге, посещаемость первых 12 игр по данным города была на 17% ниже, чем по данным клуба. «Орландо Сити» утверждает, что разница возникла из-за 18 500 абонементов, но отказывается обсуждать причину несоответствия в отчетах. Дайого Кочо, вице-президент клуба по коммуникациям, сказал, что «Орландо» учитывал как проданные билеты, так и билеты, распределенные среди официальных представителей команды и членов фан-клуба. Также пригласительные регулярно раздаются спонсорам команды в знак благодарности за их поддержку.
Кочо сказал, что бесплатными были примерно 8% от всего числа распределенных билетов, и добавил, что не все обладатели билетов в итоге пришли на игру, что и могло привести к разнице с показателями турникетов.
«Если вы спросите меня о посещаемости каждого отдельного матча, то мы действительно не знаем этого», – сказал Кочо.
Такое сильное расхождение в статистике посещаемости игр «Орландо» вообще нетипично для MLS, но есть вопросы и к лиге. Да, бесплатные билеты могут поднять посещаемость, что приводит росту внимания со стороны медиа и спонсоров. Но это наносит финансовый урон лиге в целом, ведь спонсоры понесут свои деньги в клуб, в то время как между участниками MLS распределяет треть доходов от продажи билетов.
«Все хотят, чтобы люди покупали билеты, – говорит президент «Лос-Анджелес Гэлакси» Крис Кляйн. – Нам ведь надо вести бизнес. Так что точность информации важна для всех».
Позитив
Есть у MLS и успехи, о которых нельзя не упомянуть.
К примеру, продажи товаров выросли на 21% по сравнению с прошлым годом. С 2013 года социальные сети MLS растут быстрее, чем у любой другой американской спортивной лиги. Сейчас за соккером в Facebook, Twitter и Instagram следят более чем 5,26 миллиона подписчиков – скачок в 687% за три года.
Это отчасти компенсирует проблемы с телевизионными рейтингами в 2016 году. Да, есть большой рост, но примерно четверть миллиона зрителей в среднем за игру на ESPN, Fox и Univision/UniMas – это все равно в два с лишним разом меньше, чем у пятой игры финала Женской национальной баскетбольной ассоциации на EPSN2.
Лига получает прибыль в своем 21-м сезоне и сообщает, что доход вырос, но при этом отказывается публиковать точные числа. Известно, что шесть команд закончат год в плюсе, а семь, по оценке Forbes, стоят более $200 млн.
Самый дорогой клуб лиги «Сиэтл Саундерс» ($245 млн) продал больше 30 000 абонементов и устроил 144 аншлага (больше 40 000 болельщиков на игре), начиная с присоединения к лиге в 2009-м. В Северной и Южной Америке только футбольный клуб «Монтеррей» из Мексиканской лиги демонстрирует более высокую среднюю посещаемость.
Очередной аншлаг на игре «Сиэтл Саундерс»
«Портленд Тимберс», чемпион 2015 года, за шесть лет в MLS полностью распродал билеты на все 107 своих домашних матчей в «Провиденс Парк», вмещающем 21 144 человек. Клуб продает 15 000 абонементов, и имеет еще более 10 000 человек в списке ожидания.
«Спортинг Канзас-Сити», выступающий в MLS с момента основания лиги, имеет серию из 87 селлаутов подряд на стадионе «Чилдренс Мерси Парк». А «Лос-Анджелес Гэлакси», согласно отчету лиги, уже 14 лет подряд имеют среднюю посещаемость выше 20 000 человек.
***
По крайней мере, на этих цифрах настаивают команды. Вот только как демонстрирует пример «Орландо Сити», доверять этим данным сложно. И часть вины за это лежит на лиге.
«MLS не настолько прозрачна, чтобы можно было доверять их заявлениям, – говорит Банк. – Клубы не предоставляют достаточно информации, чтоб кто-то мог оценить, насколько хорошо они работают. А когда кто-то хочет посчитать все сам, выясняется, что у них нет цифр, кругом одни секреты».
Источник: Los Angeles Times