Высшая лига Беларуси по футболу не может похвастаться полными трибунами. В 2024 году средняя посещаемость составила 2 095 зрителей за матч. По сути, за клубами национального чемпионата следят лишь местные болельщики.
Тем удивительнее статистика брестского «Динамо». Судя по экспресс-прогнозам экспертов и коэффициентам букмекеров, команда из Бреста — откровенный середняк, не претендующий на высокие места. Но при этом средняя посещаемость домашних матчей — 7 327 зрителей. Для сравнения — посещаемость «Немана», который идёт вторым по этому показателю, почти на 4 000 меньше.
Секрет феномена — в новом позиционировании клуба
Отправной точкой стал приход инвестора Александра Зайцева в 2016 году. Бизнесмен вкладывал в команду порядка 10 млн долларов в год и активно работал над медийным продвижением. За три года под руководством Зайцева:
- был создан мощный маркетинговый отдел;
- основана киберспортивная команда;
- на игры приглашались звёзды прошлых лет. Самым ярким событием стало назначение Диего Марадоны на пост почётного председателя правления. Он даже приезжал в Брест и посетил один из матчей;
- подписывались известные по меркам Белорусской высшей лиги игроки: Милевский, Нехайчик, Кисляк и т. д;
- открыт современный фаншоп, расширена линейка атрибутики;
- рэпером Серёгой написаны две песни для команды, одна из них стала неофициальным гимном клуба с берегов Буга.
Кроме того, накануне матчей в городе организовывались проходы барабанщиков, а на финалы Кубка Беларуси в 2017 и 2018 годах желающие могли добраться на бесплатных автобусах.
В Бресте отошли от чисто спортивной концепции в пользу идеи семейного досуга. Проект назвали FCDB Family, и он состоит в следующем:
- болельщиков начинают запускать на территорию стадиона за полтора-два часа до матча. Чтобы посетить зону доступа, достаточно купить билет на футбол;
- для самых маленьких посетителей работает игровая площадка от компании «Полесье» — крупнейшего производителя игрушек в стране;
- для детей постарше открыты зоны батутов, надувные замки, игра Angry Birds;
- подростки и взрослые могут посоревноваться в FIFA или гонках на игровых приставках, поиграть в различные игры с мячом и т. д.;
- доступен настольный футбол, фотозоны, чаще всего за час до старта кто-то из игроков приходит раздавать автографы. можно перекусить и выпить пива на многочисленных фудкортах. Очередей практически нет даже при большом наплыве клиентов;
- в современном фаншопе постоянно появляется новый мерч.
Специалист по работе с болельщиками Дмитрий Миц пояснил, что организация досуга обходится недёшево, но доходы перекрывают затраты, и команда получает прибыль. Также он отметил отличные продажи шарфов в прошлом сезоне. Точные цифры Дмитрий не назвал, но рассказал, что был удивлён результатами. В этом году в продажу запустили шарф с цитатой бывшего тренера Марцела Лички: «Игроки приходят и уходят, а «Динамо» — навсегда». Его раскупили за два дня, поэтому вскоре появится ещё одна партия, которая, скорее всего, тоже не задержится на полках.
Директор брестского «Динамо» Александр Невдах приглашает представителей как белорусских, так и зарубежных команд, чтобы те могли ознакомиться с работой в день матча. Руководитель отметил, что «Динамо» готово делиться опытом со всеми, чтобы другие команды превращали футбольные матчи в полноценный семейных отдых, где каждый найдёт развлечение по душе.
Фото: Telegram-канал ФК «Динамо Брест»