Буст от букмекеров и пандемии
Хоккей 3х3 как отдельный вид спорта в России стал развиваться во многом под влиянием букмекеров, которые спонсировали или даже инициировали проведение турниров. В 2020 году, когда изза пандемии ведущие «классические» соревнования встали на паузу, роль новой игры возросла. Формат позволял организовывать встречи даже на фоне ограничений.
Были и другие виды спорта, за которые тогда держались букмекеры. В 2020 году активно про ходили соревнования по футболу 3х3, настольному хоккею и другим камерным дисциплинам. Матчи часто шли ночью, нередко – на сомнительных площадках. Все это породило недоверие к подобным лигам и обвинения в договорном характере турниров.
Официальный статус
В 2022 году хоккей 3х3 обрел новых покровителей. Дисциплиной всерьез заинтересовались Федерация хоккея России и Континентальная хоккейная лига, где этот формат к тому времени стал основным для Матчей звезд. В конце июня КХЛ также при поддержке букмекера провела предсезонный турнир. Встречи проходили на «Арене Мытищи», а участниками стали профессио нальные хоккеисты, объединенные в восемь команд.
Параллельно состоялись два турнира под эгидой федерации. Сначала чемпионат ФХР в Москве, а чуть позже Балашиха приняла Кубок городов. Раньше под названием City Cup проходил ежегодный летний турнир 3HL, но как раз в этот момент лига стала частью ФХР и переименовалась в XHL – Xtreme Hockey League. В августе новая аббревиатура фигурировала на афишах выставочного турнира в Сочи.
У хоккея 3х3 нет единого регламента. Турнир от КХЛ прошел на уменьшенной площадке (28 х 20 м) и фактически по оригинальным правилам 3HL. Скажем, после пропущенной шайбы игра сразу же возобновлялась от ворот. Чемпионат ФХР и Кубок городов организовали на полноразмерной площадке, они больше напоминали овертайм большого хоккея. Неизменно лишь число участников на льду – по три по левых игрока и вратарь с каждой стороны. Правда, в плане запас ных могут быть варианты. Оригинальные правила 3HL пред полагали всего одного хоккеиста на скамейке.
Пока без регионов
ФХР продвигала формат 3х3 не только в межсезонье. В ноябре федерация провела Кубок будущего, где выступали молодежные сборные. Через месяц на Кубке Первого канала сошлись хоккеисты из России, Казахстана, Белоруссии и Китая. Кстати, россияне заняли лишь третье место, а первенствовали белорусы.
«Безусловно, у нас есть стратегия, и она уже реализуется, – прокомментировал ситуацию СБК вице-президент Федерации хоккея России Роман Ротенберг. – XHL осуществляет свою деятельность под эгидой ФХР и проводит множество соревнований в различных регионах России. Наша главная задача – добиться максимального охвата, чтобы команды были в самых разных городах. Помимо расширения, стоит задача структурирования сорев нований: они должны проводить ся на различных уровнях и быть частью единой системы».
Ильдар Халимов утверждает, что «множество соревнований в различных регионах России» пока ограничиваются Кубком Москвы. Он подтвердил, что идет подготовка к запуску полноценно го Кубка России по хоккею 3х3, но четких сроков не озвучил.
Остальные турниры и лиги организованы в России на более низком уровне и пока не получили развития. «Проводить большие соревнования сложно. Непонятно, как сформировать бизнесмодель, настроить процессы и окупить затраты. Это, скорее, венчурный проект», – резюмировал Тимур Аюпов, ранее отвечавший за мар кетинг в 3HL.
Любители, но с деньгами
По словам Ротенберга, ФХР планирует парал лельно развивать любительское и профессиональное направления хоккея 3[3. Впрочем, пока профессиональных лиг в России нет. В Кубке Москвы XHL заявлено восемь команд, и организаторы подчеркивают, что все они любительские, хотя деньги игроки получают.
«Мы платим призовые, которые зависят от результата, количества сыгранных турниров и количества побед. В сухом остатке игрок получает зарплату, сопоставимую с третьим-четвертым звеном среднего клуба ВХЛ», – рассказал Халимов. При этом, по его словам, экипировкой спортсмены обеспечивают себя сами.
Во Всероссийской хоккейной лиге зарплаты стартуют от ₽450 тыс. за сезон для игроков старше 22 лет. Для молодежи этот порог ниже – ₽150 тыс. Сколько получает победитель Кубка Москвы XHL неизвестно, но призовой фонд июньского Кубка городов составил ₽5 млн. В августе в Сочи разыгрывали ₽2 млн. Организаторы обещали вырученные от проведения турнира средства направить на развитие детско-юношеского хоккея. Турнир от КХЛ предполагал призовой фонд в ₽4,5 млн.
Мечты о рейтингах
Реакция профессиональных игроков и тренеров на развитие хоккея нового формата в целом спокойная или сдержанная. «К формату 3 на 3 я отношусь нормально, – заявил в августе главный тренер магнитогорского „Металлурга" Илья Воробьев. – На сборах в Минске у нас тоже был свой турнир, но там мы иг рали на полполя, до синей ли нии. Пока это развивающаяся потеха и игрушка, но, если ее переводить в серьезный формат, нужно думать о размерах поля, правилах. За этим пойдет и тактика. Она и сейчас, несомненно, присутствует. Если зрителю будет интересно, то почему бы и нет».
Кубок городов в Подмосковье собрал на трибунах 7 тыс. болельщиков. Вход был бесплатный, а зрителей привлекали звездами сборной России и концертом L’One. Кроме того, турниры в Балашихе и Сочи показывал «Матч ТВ». Роман Ротенберг заявил, что хотел бы получить рейтинги на уровне «Дома 2»: «Чтобы ролики набирали не 1 млн просмотров, а 50 млн». По итогам он рапортовал у себя в Telegram-канале, что охват аудитории превысил 75 млн человек.
Цифры в VK действительно впечатляют, хотя они все же заметно ниже тех, что озвучил вице-президент ФХР. Трансляция Кубка городов собрала 6 млн просмотров – аномально много для группы XHL на 9,5 тыс. подписчиков, где у обычных видео в лучшем случае сотни просмотров. А на YouTube-канале Russian Hockey плей-офф турнира посмотрели всего 14 тыс. человек. Тем не менее, Ротенберг уверен, что аудитория растет.
Халимов признает, что интерес к Кубку Москвы XHL держится на низком уровне. В группе VK лиги видео с этого турнира не выкладывают, а на YouTube просмотры собирают в основном челенджи. «Мы заинтересованы в расширении аудитории. Но пока такие результаты. У нас есть медиапроекты, есть медиа-команды, ведем переговоры с другими площадками, где можно показывать наш турнир», – заявил он.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №1 (51) март 2023