Рынок экипировки слишком маленький, но локальные бренды есть
Хоккей всегда считался дорогим видом спорта, но в 2022-м заниматься им стало совсем накладно. Практически весь инвентарь – это импорт, причем профессионалы пользуются лишь несколькими брендами: Bauer, CCM и True.
В марте появились сообщения, что крупнейшие фирмы отказываются работать в России, фактически в нашу страну они и не приходили, действуя через дистрибьюторов. Такая модель сохраняется до сих пор.
«В КХЛ 80% игроков выступают в наших коньках», – рассказал Михаил Асеев, директор по маркетингу Bauer в России. Он подчеркивает, что в этом году заметно сократилось предложение, а потому выросли цены – примерно на 15–25%. Не помогает даже подешевевшая валюта: рынок сжался, снизились объемы, поэтому для выживания приходится переписывать ценники. Серый импорт также вряд ли спасет. Поставлять инвентарь самостоятельно из Европы можно только контрабандой, потому что из-за санкций ЕС вывоз товаров дороже 300 евро запрещен.
Товар для магазинов производится в Азии: в Китае, Таиланде и Малайзии. Так называемый кастом, то есть инвентарь, созданный по индивидуальным лекалам, делают в том числе в Канаде, особенно коньки.
Тем не менее в России есть свои хоккейные бренды. Пожалуй, самый известный – это «Заряд», основанный в 2015-м Данисом Зариповым, на тот момент нападающим магнитогорского «Металлурга», а ныне – игроком «Ак Барса». В компании уверяют, что им принадлежит 13% российского рынка клюшек для профессионалов. В эту категорию в «Заряде» включают не только хоккеистов КХЛ, ВХЛ, МХЛ и прочих турниров, но также детско-юношеские школы, Ночную хоккейную лигу и так далее. Производство расположено в Набережных Челнах.
В планах у компании – расширить ассортимент. Уже сейчас на предприятии выпускают весла, а с этого года будут производить мотообвесы – их делают из тех же материалов, что и клюшки. Также, по словам Константинова, в будущем «Заряд» займется выпуском экипировки. «Мы ориентируемся на бренд Fischer, который изначально делал сани, а позже освоил почти все виды спорта. Эта фирма славится тем, что у нее есть и технологический потенциал, и собственные производственные площадки. Такой подход позволяет быстрее модернизировать существующие продукты», – отметил генеральный директор «Заряда».
Михаил Асеев считает, что погоня за технологичностью может быть самой сложной в сфере хоккейной экипировки. По его словам, в 1990-е и 2000-е годы случился скачок, и составлять конкуренцию теперь могут только крупные бренды, готовые вкладываться в технологии.
Асеев считает, что малоизвестные марки подойдут только совсем любительским командам. Даже не профи, играющие часто, очень требовательны к качеству экипировки.
Оборудование для арен собирают у нас, но часто из привозных деталей
В строительстве новых и эксплуатации существующих ледовых арен могут успешно участвовать многие российские производители. Но и здесь полностью отказаться от импорта нереально.
В России производится все необходимое для строительства, включая системы ледовых полей, состоящие из арматуры, бетона, полиэтиленовых или резинополимерных труб и других материалов. Импортозамещение в этой сфере последовательно идет с 2005 года, изначально оно было нужно по экономическим причинам – из-за увеличения таможенных платежей и введения конкурсных процедур. Иностранные бренды не выдерживали ценовой конкуренции и были вытеснены с рынка оборудованием отечественной сборки. Но производство холодильных и вентиляционных машин для ледовых катков по-прежнему возможно только с иностранными комплектующими.
По словам Локшина, летом 2022 российские производители холодильных установок не останавливали работу благодаря большим запасам комплектующих, хотя европейцы отказались ввозить компоненты (прежде всего это касается автоматики и компрессорной техники). При этом американцы и англичане продолжают отправлять товар. Кроме того, уже формируются поставки из Китая и Турции – принципиально они не отличаются от европейских, однако реально качество можно будет оценить только со временем. К слову, сэкономить при переходе на менее известных производителей не получится.
По подсчетам Локшина, в российской холодильной технике примерно половину цены составляют импортные комплектующие. Но в полной локализации производства смысла нет, потому что для этого нужны большие обороты и серьезная технологическая база.
Не все гладко с вентиляцией. Значительная часть недорогого импортного оборудования в этой сфере делалась украинскими фирмами, также заморожены прямые поставки комплектующих из ЕС. Обходные пути работают медленно и с активным противодействием со стороны Европы. Но есть надежда на азиатские поставки.
Обойтись без импорта можно с хоккейными бортами. Их в последнее время активно производили в России. В премиум-сегменте ведущее положение занимает компания SportMax. При идентичной технологии и качестве ее бортовая система получается на 25–30% дешевле иностранных за счет экономии на логистике и таможенных платежах. SportMax производит даже быстросъемные борта и встроенные светодиодные экраны.
Практически все материалы для бортов изготавливаются в России, но есть серьезная проблема с защитными стеклами. Международная федерация требует акриловых полотен. Это импортный товар, в несколько раз дороже традиционного закаленного стекла. У отечественного акрила или поликарбоната качество и стойкость на порядок ниже.
Импортозамещение оборудования для света прошло успешно. Со звуком – проблемы
Световое оборудование – обязательный компонент любой арены, даже тренировочной. Для простых площадок ассортимент состоит в основном из российских брендов. Они доминируют на рынке как минимум последние пять лет.
По мнению эксперта, бренд Pandora калужского Завода опытного приборостроения не уступает лучшим зарубежным аналогам. В том числе российская продукция демонстрирует великолепную энергоэффективность.
Такое положение дел на рынке связано с тем, что для создания качественного звукового оборудования требуются большие инвестиции. А они оправданы только в том случае, когда есть гарантированный объем сбыта. Делать звук на условных складах не требуется, а вот на качественный свет спрос есть почти всегда.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №3 (49) сентябрь 2022