Грантовый бюджет
– Как родилась идея документального сериала о баскетболе?
Сергей Крюков: В 2017 году ассоциация отмечала десятилетие, и мы сняли 20-минутный документальный фильм про АСБ. Переломным событием стал выход фильма «Движение вверх». Его сняли по книге председателя наблюдательного совета АСБ Александра Коновалова и олимпийского чемпиона Сергея Белова. Мы были сильно вовлечены в подготовку картины. Для меня это стало первым серьезным погружением в баскетбольный кинематограф и вызвало большой интерес. Мы тесно общались с актером Егором Климовичем. Он очень любит баскетбол, и мы с ним стали вынашивать идею фильма об АСБ уже не в формате 15–20 минут, а чего-то посерьезнее. В итоге в 2022 году сняли документальный фильм к 15-летию ассоциации. И все же нам хотелось показать не только повествовательную историю о жизни лиги, но и добавить драматургии и интриги.
– Где нашли деньги на съемки?
Крюков: Мы получили грант от Института развития интернета (ИРИ). Подготовили заявку и написали драфт сценария. Нас оценили, и в марте 2022 года мы приступили к производству. Проект полностью зависел от гранта. Мы хотели, чтобы его сделала профессиональная команда, а продукт получился самого высокого качества.
Дмитрий Рубежин: Съемки обошлись в ₽15 млн. Мы наблюдали за героями лиги в течение всего сезона, было много командировок в разные регио ны. Хотя ₽15 млн – не так много для десяти серий. Мы планировали привлечь медийных ведущих, но нам не хватило денег для съемок студийной части.
– Вы не искали спонсоров?
Крюков: Думали об этом, но в начале 2022 года у наших партнеров даже не стоял вопрос о расширении бюджетов. А Институт развития интернета помог. К тому же ИРИ закладывает высокие стандарты создания контента.
– Институт влиял на производство?
Рубежин: К счастью, нет. Я работаю с разными заказчиками: каналами, платформами. У них есть определенная редакторская политика, и она диктует условия. А ИРИ дает волю авторам, так что мы были свободны в творчестве. Но знаем, что результат им понравился.
Крюков: Но это не значит, что ИРИ был отстраненным. Мы согласовывали концепцию, работали в дедлайнах.
Три аудитории
– Какие цели вы ставили перед проектом и что выполнили?
Крюков: Самое главное – донести, что такое АСБ, до максимально широкой аудитории. Мы поделили ее на три пласта. Первый – те, кто уже чтото знает об ассоциации, соприкасается с ней. Второй – интересующиеся спортом. Мы хотели, чтобы они узнали об АСБ, заинтересовались хотя бы на уровне «первого касания». Ну и третья задача – дотянуться до неспортивной аудитории за счет драматургии. Эта самая амбициозная цель, ее мы не достигли. Все-таки документальный сериал по узкой индустриальной истории – нишевый продукт, а не художественные «Легенда No 17» или «Движение вверх». А с первыми двумя задачами мы справились.
Рубежин: Можно сравнить с сериалом «Молодежка». Там создателям удалось привлечь к спортивной теме огромную аудиторию, хотя игра идет больше фоном. Не исключено, что мы наберемся наглости и тоже снимем игровой сериал на тему студенческого баскетбола.
– Напрашивается сравнение со спортивными документалками от Amazon и Netflix. Вы на них ориентировались?
Крюков: Наверное, наш основной референс – Last Dance. Ключевая идея крутится вокруг главной цели команд АСБ – выиграть титул чемпиона. Эту линию мы вели через сюжетные ветки и разную проблематику.
– Сериал Netflix «„Сандерленд“ до гроба» задумывался как история возвращения клуба в АПЛ, а получился про его дальнейшее падение. Сильно ли влияли результаты команд на сценарий?
Рубежин: До начала работы над проектом режиссер и сценарная группа ничего не знали о студенческом баскетболе, хотя я более-менее погружен в эту историю. Синопсис мы переработали серьезно. Даже заявленные до съемок темы изменились. Но от этого стало только интереснее. Например, мы открыли конфликты между игроками, которые раньше были неизвестны.
Оператор-баскетболист
– Сколько человек нужно, чтобы снять десять серий, как выглядел процесс производства?
Рубежин: На каждой съемке работали звукорежиссеры, осветители и минимум три оператора, а иногда четыре или даже пять. Баскетбол не так просто показать. Не каждый сможет снять игру динамично. Лучше всех получилось, наверное, у Артема Румянцева, который сам играет в баскетбол и стал героем одной из серий. Интервью брал автор сценария и режиссер, а монтажом занимались четыре человека. Все воедино собирал режиссер Андрей Зубов вместе с креативным продюсером Александрой Ломакиной.
Крюков: Хотели рассказать всю историю АСБ. Но лига настолько многогранна, что даже в сто серий не поместилась бы. Поэтому сфокусировались на отдельных героях и их идеях. Важно было правильно отобрать персонажей, что вызывало дискуссии. Должен ли быть этот герой? Сколько времени ему уделить? Пришлось отказываться даже от легенд АСБ, если в их истории не было драматургии, которая зацепила бы широкую аудиторию.
– Со спортсменами бывает непросто общаться. Вы сталкивались с проблемами?
Рубежин: Были разные истории, в том числе кон фликтные. Жаловались, что на тренировках и матчах мы мешаем камерами и излишним вниманием.
Крюков: Нам говорили, что съемки и волнение от них сказались на результатах некоторых игр. Считаю, что это отличный опыт. Умение работать в кадре необходимо спортсмену для выхода на более высокий уровень.
Вне ТВ
– Просмотры на YouTube скромные. На какие цифры рассчитывали?
Крюков: Зато в VK каждая серия в среднем на брала по 200–300 тыс. просмотров. Конечно, там и система подсчета другая, но в любом случае наша основная аудитория, студенты, пользуются именно «ВКонтакте».
Рубежин: Общее количество просмотров по всем соцсетям – полтора миллиона. На YouTube нам недоступны инструменты продвижения, так что сделали акцент на соцсетях.
– С «Матч ТВ» вели переговоры?
Крюков: Предлагали. Надеюсь, договоримся, но пока ответа не получили.
– Думали о монетизации проекта?
Крюков: Желание было и остается. IVI, Okko, интернет-телевидение – мы, насколько возможно, постарались туда попасть. Но выход на платформы не гарантирует просмотры.
– Что бы вы изменили в проекте, если бы взялись за него сейчас?
Рубежин: Не брали бы все темы сразу, проработали бы сюжетные линии заранее. Учли бы, что не все спортсмены хорошо работают на камеру. Правильнее сначала проинтервьюировать героев по зуму, собрать материал, а затем уже снимать.
Крюков: Не думаю, что совершены ошибки. Мы создали прецедент. Такого продукта нет даже у профессиональных лиг. Мы проделали качественную работу и выжали из имевшихся возможностей очень многое. Дополнительно получили колоссальный опыт и теперь умеем взаимодействовать с игроками и командами по ходу сезона. Органично подготовили лигу к тому, чтобы появился симбиоз спорта и медиа. Наверное, следовало бы четче следовать таймингу при производстве контента, а в плане продвижения не распыляться на все площадки.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №1 (51) март 2023