19 мая в Москве откроется Yota Arena – киберспортивный центр, построенный при поддержке Алишера Усманова
За неделю до официального открытия гостями арены стали журналисты и друзья холдинга ESforce, владельца нескольких киберспортивных команд, медиа и, собственно, самой Yota Arena.
ESforce Holding
Одна из крупнейших киберспортивных организаций в мире. Холдинг владеет командами (Virtus.pro, Na'Vi, SK Gaming), магазином FragStore, множеством сайтов киберспортивной тематики, студией RuHub, центром Yota Arena и проводит турниры (в том числе серию Epicenter). В октябре 2015 года USM Holdings Алишера Усманова инвестировал в ESforce более $100 млн.
В случае с Yota Arena стадион для киберспорта отличается от обычного так же, как сам киберспорт от условного футбола или плавания. Даже со стороны новое заведение больше напоминает клуб – ночной, а не спортивный. Не сильно меняются впечатления и внутри.
Первый этаж Yota Arena пока готов не до конца. Здесь функционируют только компьютерный клуб и магазин. Первый упакован по полной: 90 машин на базе Intel i7-6700k и видеокарт Nvidia GeForce GTX 1060 3 GB, отличные компьютерные кресла и шикарные мониторы LG 144 Hz формата 21:9. Час игры на этом великолепии стоит всего ₽50, три часа - ₽120, а целая ночь (23:00 до 8:00) – ₽250. В этом же помещении планируется проводить отборочные раунды небольших турниров.
«Фрагстор» предлагает компьютерные аксессуары и атрибутику известных команд: Virtus.pro, Na’Vi, OG, SK Gaming, Vega Squadron и Fnatic. Выбор большой: футболки, толстовки, посуда, блокноты, сумки, кепки… Цены – на уровне ведущих спортивных клубов. Простое поло с логотипом - ₽1990, керамическая кружка - ₽990, некий «премиум флаг» - ₽1890. Аналогичные позиции в интернет-магазине футбольного «Спартака» можно найти даже дешевле.
В остальном внизу пустынно. В большом фойе пока есть лишь агрегаты для геймеров со стажем и тех, кто котирует не только современные игры. Но в будущем первый этаж станет еще и тренировочной базой (в киберспорте это называется буткемп). Для этого здесь оборудуют спортзал, в котором геймеры смогут поддерживать физическую форму, необходимую для многочасовых матчей. Жить при этом можно прямо в соседнем здании - в гостинице «Молодежная». Команды холдинга ESforse вряд ли сменят свои насиженные места (кто-то на постоянной основе проводит сборы в Краснодаре, кто-то – в Польше), но перед крупными турнирами смогут тренироваться в Москве, на «домашней» площадке. Где-то в недрах первого этажа спрятаны также офисы команд, входящих в ESforce, и студия RuHub.
А вот второй этаж – это в первую очередь клуб или ресторан. Конечно, в оформлении используется киберспортивная тематика. Да, есть зона для игры в PlayStation. Разумеется, сцена-трансформер готова принимать матчевые встречи, например, по Dota2, хотя легко становится и просто концертной. Но все это, скорее, антураж, фишки. Как и VR-бар – стойка с очками виртуальной реальности, за которой можно сделать заказ удаленно и употребить его, не покидая выбранной цифровой вселенной. Стадионом основой зал – не говоря уже об отдельных комнатах для караоке и випов – не назвать. Даже по вместимости: заявленная тысяча зрителей тут поместится разве что стоя.
Но в ESforce и не скрывают: Yota Arena – не для больших турниров. Уровень площадки – финалы студенческих, региональных чемпионатов. Например, сразу после официального открытия, назначенного на 19 мая, здесь состоится решающий раунд Кубка России с призовым фондом ₽7 млн. Планируется, что такие события будут проходить на арене 5–7 раз в неделю. В остальное же время второй этаж будет функционировать как ресторан. По определению совладельца холдинга ESforce Антона Черепенникова, «в более высоком ценовом сегменте, в режиме киберспортивного бара для более возрастных геймеров».
Такие планы несколько расходятся с определением «одна из крупнейших в мире площадок для проведения киберспортивных турниров», но едва ли стоит винить авторов пресс-релизов. Бизнес, и ничего больше. Достаточно вспомнить, что существовавший в этом же самом здании чисто киберспортивный Moscow Cyber Stadium, закрылся летом 2015 года из-за проблем с финансированием. Понятно, что содержать в Москве стадион (кстати, не только киберспортивный) нерентабельно. И проводить крупные события, вроде Epicenter, лучше на арендованных площадках масштаба «ВТБ Ледового дворца» или «Крокуса».
Владельцы же Yota Arena рассчитывают окупить свой проект. «Мы все-таки коммерческая организация, нужно было правильно контролировать затраты, чтобы остался какой-то вменяемый срок окупаемости. Сейчас это где-то семь лет. Изначально хотели уложиться в пять», – сказал в интервью CyberSport.ru Черепенников. Он же назвал арену «одним из самых рискованных шагов ESforce» (объем инвестиций превышает $5 млн) и отметил, что без вложений Алишера Усманова все выглядело бы гораздо скромнее.
Текст и фото: Дмитрий Христич, шеф-редактор СБК