В первой декаде октября должен состояться исполком Олимпийского комитета России (ОКР), который по представлению президента ОКР Александра Жукова утвердит нового исполнительного директора этой организации. Прежний, Николай Толстых, ушел на пост президента Российского футбольного союза (РФС). В ОКР уход Толстых восприняли с плохо скрываемым сожалением, и поиск нового кандидата на эту должность оказался непростой задачей.
По информации «МН», исполком ОКР, который утвердит нового исполнительного директора, пройдет в первой декаде октября. Еще неделю назад в качестве первой кандидатуры назвался заместитель министра спорта Павел Колобков, но теперь этот вариант считается не основным. Имена остальных реальных кандидатов не разглашаются даже в узком кругу.
«Если хотите, в качестве игры я могу назвать ряд фамилий, гуляющих по кабинетам, но все они вряд ли проходимы, — рассказал «МН» представитель ОКР, занимающийся техническими вопросами подготовки предстоящего исполкома. — Очевидно, что кандидатура появится в самый последний момент. И скорее всего она будет из ближайшего окружения президента ОКР Александра Жукова. И хотелось бы верить, что это будет не просто управленец, а не чужой спорту человек».
Должность исполнительного директора не является только лишь технической. Фактически он наделен почти всеми президентскими полномочиями. В ОКР этот пост появился после отчетно-выборной конференции в мае 2010 года, когда президентом стал Александр Жуков, тогдашний вице-премьер правительства, а сейчас просто первый вице-спикер Госдумы. Тогда же в измененном уставе ОКР появилась новая штатная единица — исполнительный директор, на которого были возложены максимально широкие полномочия, какие ранее имел исключительно президент.
Например, исполнительный директор получил право без доверенности распоряжаться имуществом и денежными средствами ОКР, открывать в банках расчетные и иные счета, иметь право первой банковской подписи, представлять интересы ОКР в отношениях с органами государственной власти. Фактически речь идет о человеке, который получает от президента полную доверенность на управление общественной организацией и возможность принятия оперативных и практических решений, пока тот занят своей главной работой.
Первым исполнительным директором ОКР с мая 2010 года был Марат Бариев, пришедший с поста министра спорта Татарстана. В августе прошлого года было объявлено, что его замом становится Николай Толстых, и стало понятно, что Бариев вскоре передаст дела. В конце сентября так и случилось. Официально о причинах этой рокировки никто не говорил, лишь в частных разговорах используя идиому «разгребать завалы».
Теперь придется искать замену и Толстых — о совмещении должностей президента РФС и исполнительного директора ОКР не может быть и речи. В прошлый вторник, на следующий день после избрания руководителем российского футбола, он собрал руководителей всех дирекций и управлений ОКР, чтобы поблагодарить за год совместной работы. В эти дни идет активный поиск его преемника.
«С Николаем Александровичем было приятно общаться, — рассказал «МН» один из президентов федераций по летним видам спорта. — Во-первых, он был доступен и открыт. После ухода Леонида Тягачева доступ к первым лицам, «решающим вопросы» в ОКР, у нас существенно затруднился. Не то, что к Жукову, даже к Бариеву приходилось пробиваться. К Толстых же можно было без записи прийти и обсудить проблему. Второй момент: он человек слова. Если что-то пообещал, можно было не сомневаться, что это произойдет. Большая редкость в наше время».
Возможность узнать, как сам Толстых оценивает свою работу в ОКР, представилась только в последнее время. До этого он уклонялся от официальных интервью на тему своей работы. Но и в недавних комментариях корреспонденту «МН» он был сдержан: «Год работы в Олимпийском комитете меня очень обогатил. Я работал с такими профессионалами высокого уровня, как Балахничев, Винер, Покровская, Мамиашвили, Горшков, Третьяк Я увидел, как могут работать национальные федерации, и благодарен президенту ОКР Александру Жукову, который предоставил мне такую возможность».