Еще недавно Абросимова блистала на баскетбольном паркете, а сейчас у нее уже серьезный стаж управленческой работы и должность генерального менеджера женской сборной России
За четыре года после завершения спортивной карьеры Светлана успела принять участие в громких выборах и поруководить большим международным проектом. Абросимова рассказала СБК, когда начала изучать спортивный менеджмент, кто помогал ей на этом пути и какие цели она ставит перед собой сейчас.
Ребенок
У нас простая, скромная семья. Мама из Ленинграда, медработник. По разнарядке она поехала на Крайний Север, где познакомилась с отцом. Потом они вместе вернулись в Петербург. Папа всю жизнь проработал на заводе подводных лодок, мама – массажистом.
В баскетбол попала случайно. Кира Тржескал, один из лучших детских тренеров, увидела, что я самая большая, и пригласила на тренировку. Сначала мы напряглись: баскетбола тогда вообще не было на ТВ, за ним никто не следил. Да и дела поначалу шли нехорошо, я росла толстенькая и медлительная. В девять лет меня вообще не хотели брать в состав, последняя фамилия, которую произнесли: «…ну, и Абросимова». Дали последний шанс, перевели в спортивный класс.
Но у меня всегда был внутренний стержень, жажда борьбы. Мама это чувствовала и направляла меня. Мы стали с ней ходить на стадион, она пыталась изучить, как тренировать, как делать легкоатлетические упражнения. И к 10–11 годам я уже стала похожа на спортсменку. А папа просто смотрел со стороны: расстраивался, когда я дома била посуду, пытаясь играть в баскетбол, тихо все убирал, молча склеивал люстры. Зато потом, когда попала в сборную, стал ходить, смотреть, на заводе хвастаться!
776 российских игроков выступало в трех взрослых и одной юношеской женских лигах чемпионата России в сезоне-2016/17
Студентка
Менеджменту я училась с 17 лет в Америке, в университете в Коннектикуте. Сначала поступила в России в институт им. Герцена, но хотелось и играть, и учиться. В нашей стране талантливым спортсменам часто приходится выбирать: либо одно, либо другое. А в Америке иная, продуманная система – те годы, что очень важны для развития спортсмена, ты играешь со сверстниками и параллельно получаешь нормальное образование.
Попасть в США оказалось непросто – училась-то я в обычной школе, возникли трудности с языком. Для поступления требовалось пройти специальный тест SAT. Интернета не существовало, сканеров тоже; после тренировки и уроков ходила в библиотеку, где был один на весь город учебник для подготовки к тесту – и от руки за час, на который выдавали книгу, переписывала все подряд, чтобы потом готовиться дома.
Учеба в Америке стала вызовом сразу по нескольким причинам. Во-первых, я очень хотела играть за сборную России, однако тогда неохотно отпускали в Америку, и мне сказали: «Можешь не возвращаться». Но у меня оставалась внутренняя уверенность – все равно вернусь в сборную! Во-вторых, тренировки там тяжелейшие, уровень агрессии зашкаливал. Игры воспринимались как отдых! Это закаляло. В-третьих, с собой я взяла $300 на обратный билет и за первые две недели все потратила на необходимые вещи. Хотя потом деньги были не очень нужны: жилье и питание нам предоставляли.
Баскетболистка
После учебы моим первым профессиональным клубом стал «Гамбринус» из чешского Брно. Зарплата маленькая, но тогда она мне казалась космосом. Наконец-то я смогла зарабатывать, играя в баскетбол! Ведь многие мои сверстники уже в 18 лет подписали контракты, а я четыре года реально училась и не получала денег. Откладывала суточные, положенные во время вызовов в сборную России, – за два-три летних месяца накапливалось и хватало на следующий год.
Через какое-то время попросила агента устроить меня играть в Италии. Подумала: почему бы не пожить там, где хочется? Потрясающая страна! Тем более у нас спорт раньше финансировался слабо, поэтому все уезжали в Европу. Но потом ситуация изменилась, и я поняла: в России лучше. Помню, как мама удивлялась, зачем ее доченька, которая окончила американский университет и играла в Италии, едет в Екатеринбург. Отвечала ей: «Мам, ты даже не представляешь, насколько здесь круче!» И правда, нам создавали идеальные условия.
К слову, зарплаты у женщин всегда меньше, чем у мужчин. Во всех странах мира. Это несправедливо, но, к сожалению, это так.
Досье
Светлана Абросимова
Родилась 9 июля 1980 года в Ленинграде.
Баскетболистка (легкий форвард), заслуженный мастер спорта.
В 2001–2013 годах выступала за российские, американские, чешский и итальянский клубы.
Чемпион женской НБА (WNBA), двукратный победитель Евролиги, семикратный чемпион России, пятикратный обладатель Кубка России, победитель Кубка Европы, чемпион Национальной ассоциации студенческого спорта Северной Америки (NCAA), лучшая баскетболистка России – 2009.
В составе сборной России стала бронзовым призером Олимпийских игр, двукратным чемпионом Европы, многократным призером чемпионатов мира и Европы.
Летом 2013 года баллотировалась в президенты Российской федерации баскетбола. В январе 2015 года по приглашению президента Международной студенческой баскетбольной лиги Андрея Перегудова стала генеральным директором МСБЛ.
30 октября 2017 года назначена генеральным менеджером женской сборной России.
Бизнесмен
В последние годы игровой карьеры стала внимательнее смотреть по сторонам, задумывалась. Почему в одном зале всегда есть люди, а в другом пусто? Почему в одном клубе об игроках заботятся так, а в другом иначе? Бизнес интересовал меня больше, чем комбинации, очки и статистика. При этом мне как активному человеку никогда не хотелось сидеть в офисе с утра до вечера. Понимала, что спорт – индустрия, где я знаю многое, и, значит, мне в ней будет комфортно.
6 раз подряд российские девушки выходили в финал чемпионата Европы. В 2001–2011 годах они выиграли три золота и три серебра
Кандидат
На момент выборов президента РФБ 2013 года я еще даже не объявила об окончании спортивной карьеры. Но увидела единственного кандидата не из баскетбольного мира и решила, что это просто оскорбление для всего профессионального сообщества. Уже во время предвыборной гонки посчитала, что правильно будет повесить кроссовки на гвоздь. Кстати, всегда планировала уйти в расцвете сил – грустно смотреть на спортсменов, играющих до последнего, чтобы просто заработать.
Да, это был большой вызов. Многие называли меня наглой выскочкой, зато благодаря этому мы имеем то, что имеем. Например, Андрея Кириленко, он тоже баллотировался сразу после окончания карьеры. Ему уже никто не говорил: «Да как это так?!» Все поняли, что бывшие спортсмены могут вести за собой.
От выборов до приговора
Соперником Абросимовой на выборах президента РФБ в 2013 году была и.о. руководителя организации Юлия Аникеева, работавшая раньше в федерациях академической гребли и спортивных танцев и в Ассоциации студенческого баскетбола и занимавшая пост вице-президента Единой лиги ВТБ. Многих других кандидатов до голосования не допустили. Во время отчетно-выборной конференции нанятая Аникеевой охрана удаляла из зала ее оппонентов. Абросимова проиграла (63 голоса против 97), но оспорила результат – весной 2014 года суд признал выборы нелегитимными. Апелляции Аникеевой не изменили вердикт, но позволили ей оставаться на посту до лета 2015-го, после чего президентом РФБ стал Андрей Кириленко. Вскоре он заявил о больших долгах федерации. Аудит выявил, что подозрения вызывают сделки федерации со сторонними организациями на сумму около ₽120 млн. В апреле 2016-го Аникееву задержали по подозрению в мошенничестве и отправили под домашний арест. 23 октября 2017 года Чертановский суд Москвы признал ее виновной в хищении f44 млн и приговорил ее к четырем с половиной годам колонии общего режима. Однако сама Аникеева при этом не присутствовала – приставы не обнаружили ее дома, а отслеживающий браслет ей позволили снять еще в январе. Теперь она объявлена в розыск.
Директор
В начале работы в МСБЛ самым большим сюрпризом стало то, что, качества, которые ты считаешь нормальными, не так просто найти в людях. Чувство ответственности, например, трудолюбие, целеустремленность. Оказалось, что у нас, спортсменов, все это очень развито, а в обычном мире не так распространено. Если человек находится в офисе, это не значит, что он работает. Если он сидит с тобой в одном помещении и трудится под твоим началом, не факт, что он разделяет твои цели. А тот, кто хорошо говорит, не всегда столь же хорош на самом деле. Нужен испытательный срок. Мне казалось, что меня сложно обмануть, а выяснилось, что легко.
Я не авторитарный руководитель. Со мной работали опытные ребята, знающие студенческий спорт, международные отношения. Так что я им доверяла, мы работали командой. Тем более у нас был небольшой офис, меньше десяти человек, и самой приходилось заниматься всеми вопросами. Благо, что мой непосредственный начальник, президент лиги Андрей Перегудов, поверил в меня. Это вообще его стиль – делегировать, доверять и помогать в самые трудные моменты. Он предпочитал, чтобы сотрудники приходили не только с проблемами, но и с вариантами решения.
МСБЛ – некоммерческая организация, мне выделялся бюджет, в который надо было укладываться. Старались искать и спонсоров, это тоже требовалось. Проводили много встреч. К сожалению, в России все делается по звонку. Могли начать расспросы: «Какой у вас пятилетний план, дайте нам стратегию, какая у вас прибыль», а я видела – человек вообще не хочет или не может сотрудничать. Так что статистика воронки продаж у меня не самая хорошая. Потом начались политические проблемы, международный проект потерял свою привлекательность для спонсоров из России. Хотя для спортсменов он уникален.
Ученица
Учиться нужно всегда, но самое ценное – это общение с людьми, когда ты можешь задать конкретные вопросы, а не слушать общие вещи. Второе высшее получала по направлению «Спортивный менеджмент» в Московской школе бизнеса, но не окончила ее, потому что за полтора года ни слова не услышала про спорт. Гораздо полезнее, на мой взгляд, разговаривать с признанными экспертами индустрии. Например, с Сергеем Кущенко или с Андреем Перегудовым, который мне много помогал. Могу также назвать Наталью Фураеву из ЦСКА, Максима Рябкова из УГМК, Андрея Ведищева из «Локомотива-Кубань». Они делают колоссальные вещи, и бренды у них сумасшедшие.
Андрей Кириленко выполняет очень большую работу, хотя она не всегда видна. О федерации судят по игре национальной команды, но Андрей делает акцент и на сборную, и на массовый спорт. Это сложно, учитывая, что мы были в долгах очень много лет. Ему трудно, но он собрал хорошую команду. Вижу, что Андрею не всегда до конца понятен женский баскетбол, поэтому моя задача – донести, что этому тоже нужно уделять внимание.
Аналитик
Когда восемь лет назад Международная федерация баскетбола (ФИБА) предложила мне поучаствовать в развитии баскетбола «3 на 3», подумала: «Ну что за ерунда?» А сейчас эта дисциплина захватила мир. Пока немногие поняли масштаб, но это уже олимпийский вид спорта, значит, надо заходить туда и брать золотые медали. И с точки зрения бизнеса «3 на 3» – уникальная игра. Она менее затратна и лучше адаптируется к различным условиям.
Женский баскетбол тоже можно сделать более популярным. Мое предложение – знакомить болельщиков с конкретными игроками. Взять несколько баскетболисток и сделать их по-настоящему узнаваемыми. Попроси сейчас человека на улице назвать игрока сборной – дай бог вспомнят кого-то из моего поколения или из мужской команды. А ведь девчонки у нас красивые, умные, готовые себя рекламировать – даже в откровенных фотосессиях участвуют! Еще можно – на Матче всех звезд совместить женщин и мужчин в одной команде и организовать выставочную игру сборных. Посмотрим, что из этого получится.
Если ты позитивный человек, то скажешь: «В России многое строится», и это действительно так. Но если ты реалист, то увидишь – и это тоже будет правдой, – что много где стоят пустые арены, без воды и света. Объекты построены и переданы регионам, не имеющим средств на содержание. В итоге иногда вообще негде поиграть в баскетбол. Нужно строить объекты не только в Москве и делать акцент на регионы с профессиональными командами.
Генменеджер
Управляя студенческой лигой, ты отвечаешь только за ее функционирование и расширение, и не важно, кто победит. А здесь команда одна, и твоя задача, чтобы она выигрывала.
Мы понимаем, что находимся в самом низу. Со стороны кажется: плохо играют, плохо тренируют, смена поколений затянулась, все развалилось. А попадаешь внутрь и видишь: и молодежь есть, и тренируют хорошо, и федерация помогает. Но чего-то не хватает. Обсуждали это с Кириленко – надо привить ментальность победителей, умение показывать свой максимум. Посчитали, что я как человек, который много играл в сборной, могу помочь. Вижу, что, переходя в профессиональные клубы с серьезной конкуренцией со стороны иностранных игроков, наши девчонки попадают в запас, полностью теряют задатки лидеров, игровую интуицию и просто уверенность в себе. Постараюсь помочь им это преодолеть. Надо за короткий срок вернуть им веру в свои силы, вывести их на пик физической формы и создать коллектив победителей.
3 крупнейших турнира подряд пропускает женская сборная России – команда не смогла отобраться на чемпионаты мира 2014-го и 2018 годов, и на Олимпиаду-2016
Видела отчеты «Матч ТВ» – печальное зрелище, мужской баскетбол никто не смотрит. А женский еще менее популярен. И ты не можешь привлекать много спонсоров, пока как минимум не показываешь результат. А как максимум, не предлагаешь яркий продукт – зрелищные и непредсказуемые матчи. Мы должны вернуться в элиту баскетбола. Ближайшая задача – попасть на чемпионат Европы. Затем надо сыграть на турнире так, чтобы пройти квалификацию на Олимпиаду. Ну а потом выиграть Олимпийские игры.
Записала Александра Савраева, СБК
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №4–5 (31–32) декабрь 2017