Бенчмаркинг – инструмент успешной адаптации бизнеса к постоянно меняющимся условиям
Дмитрий Гребенюк, исполнительный директор Sport360.Club
Быть в тренде – значит оставаться живым. Технологии развиваются, а вместе с ними изменяются ожидания от продуктов и услуг, за которые люди готовы платить. В такой ситуации заниматься поиском ответа на вопрос «Как идти в ногу со временем и стать интересным потребителю?» надо постоянно. И уже недостаточно следить за конкурентами в своей нише. Зацикленность на одной сфере опасна для бизнеса. Нужно искать и перенимать опыт смежных и даже совершенно посторонних областей деятельности. Именно там можно найти решения актуальных проблем.
Помочь в решении большинства задач по внедрению изменений в бизнес-процессы способен бенчмаркинг. Очень популярный и активно используемый в Японии и США, он сильно недооценен в России. Бенчмаркинг – это не просто один из инструментов конкурентного анализа, маркетинговой разведки. Его можно считать полноценной стратегией развития компании, основанной на непрерывном всестороннем совершенствовании результатов собственной деятельности путем регулярного сравнения с лидерами разных рынков.
Яркий пример функционального бенчмаркинга – история Британского управления аэропортами, улучшившего работу с потоками пассажиров, опираясь на работу стадиона «Уэмбли» и ипподрома «Эскот», имеющих огромный опыт в размещении, перемещении и обеспечении питанием большого количества посетителей.
Бенчмаркинг позволяет
1. Изучить качественную суть процессов, реально оценить собственные результаты и метрики, выявить и структурировать бизнес-процессы, требующие изменений для достижения успеха.
2. Провести систематический поиск и определить передовые и наиболее эффективные методики, технологии и формы ведения бизнеса.
3. Проанализировать выявленные бизнес-практики.
4. Определить наиболее успешные решения и инструменты, которые можно адаптировать под свой бизнес, получив максимальный эффект при минимальных затратах и рисках.
5. Методично перенять передовой качественный опыт, избежав затрат на тестирование и внедрение заведомо не работающих практик.
6. Провести усовершенствование.
Главные преимущества
1. Универсальность и гибкость. Метод применим для решения задач во всех направлениях деятельности бизнеса.
2. Оперативность. Работа быстро инициируется и позволяет в сжатые сроки получить результаты для обработки и обсуждения.
3. Объективность. Благодаря жесткой регламентации процесса минимизируется субъективное мнение, проявляется реалистичная картина рынков и повышается экспертность рабочей группы.
4. Экономия. Сокращаются затраты и нежелательные последствия от реализации заведомо провальных решений.
5. Результативность. Отбираются работающие инструменты, способные улучшить бизнес, раскрыть его нереализованный потенциал.
Но есть и недостаток. Надо понимать, что не все методы, выявленные в ходе бенчмаркинга, могут быть качественно адаптированы и применены в условиях существования рассматриваемого бизнеса.
В случае проведения бенчмаркинга своими силами можно столкнуться с проблемами поиска, полноты оценки информации, несоответствия компетенций исполнителя поставленной задаче. Из-за этого могут нарушаться последовательность этапов, увеличиваться время и затраты. Поэтому, если необходимость внесения изменений в бизнес-процессы является приоритетной и должна быть решена в максимально короткие сроки, лучше обратиться к экспертам, практикующим бенчмаркинг. Тогда как культуру регулярного поиска и адаптации лучших практик следует внедрять на регулярной основе.
Виды бенчмаркинга
Внутренний
Анализ собственных подразделений, служб, бизнес-процессов, метрик и показателей с целью их переноса и внедрения в работу других подразделений.
Конкурентный
Анализ и сравнение с лучшими организациями своей или смежной отрасли (конкуренты, партнеры) для выявления лучших результатов, методов и условий их создания с целью применения в собственной организации.
Функциональный
Анализ организаций, имеющих интересные результаты (методики, техники) и не являющихся внутриотраслевыми конкурентами. Позволяет увидеть составляющие решения проблемы, опробованные в других сферах.
Общий
Сравнение с самыми лучшими организациями из разных отраслей и сфер и их анализ, являющийся самым эффективным и наиболее сложным в силу большого объема данных.
Комбинирование разных видов позволяет повысить результативность. Так, для спортивной индустрии оптимально подходит сочетание функционального и конкурентного бенчмаркинга.
Этапы анализа
Необходимо следить за последовательностью и релевантностью результата каждого этапа бенчмаркинга.
Этап 1
Определение бизнес-процессов, нуждающихся в улучшении. Составляем список, ориентируясь на актуальное и прогнозируемое в недалеком будущем положение дел как внутри организации, так и в отрасли.
Этап 2
Определение анализируемых показателей. Составляем таблицу, куда вносим ключевые показатели отобранных на первом этапе процессов и ранжируем их по значимости . Можно привлечь фокус-группы.
Этап 3
Выявление и идентификация лучших организаций внутри и вне исследуемой отрасли. Дополняем таблицу компаниями, на которые будем ориентироваться и с ними сравнивать свой бизнес. Не стоит ограничиваться прямыми конкурентами и своей отраслью. Анализируем опыт разнотипных компаний.
Этап 4
Сбор и анализ информации. Используем разные источники, чтобы минимизировать проникновение в исследование недостоверной информации.
Этап 5
Структурирование полученной информации. Если показатели в п. 2 выбраны и сформулированы правильно, в ходе заполнения таблицы становится понятно, на какие из них стоит обратить внимание при подготовке плана действий.
Этап 6
Сопоставление и анализ лидерских и собственных показателей для определения проблем и возможностей. Анализируем: почему у них это работает? Как достигаются показатели? Какие условия позволяют это делать? И так далее. Привлекаем экспертов, создаем фокус-группы, проводим мозговые штурмы.
Этап 7
Составление плана внедрения изменений. Определили, что может помочь и какой положительный эффект ожидается, оценили возможность внедрения и приступили к разработке плана реализации. На этом этапе активно применяется методология комплексной трансформации бизнеса «20 ключей».
Этап 8
Внедрение, проработка и мониторинг результатов. Процесс внедрения новых инструментов важно сопровождать и документировать: отмечать все изменения, сравнивать с плановыми показателями и ожиданиями, оперативно вносить правки, а при необходимости останавливать процесс.
Воспитание корпоративной культуры непрерывного управления изменениями должно стать неотъемлемой частью профессионального мышления каждого сотрудника, задействованного в вашем бизнесе. Для других места в будущем просто нет.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №3 (35) октябрь 2018