«Арена Форум» продолжает расти и подтверждать статус главной российской конференции о спортивной инфраструктуре. Как и год назад, деловая программа проходила сразу в четырех залах, но теперь она заняла два полных дня. Итого получилось около 40 часов концентрированной информации о спортивном бизнесе, государственной политике в области спорта, современных технологиях, лайфхаках и ошибках в проектировании и управлении. Перед гостями конференции выступили 185 экспертов, а всего «Арена Форум 7.0» собрала за два дня почти 1500 участников.
Впервые на «Арене Форум» был организован бизнес-клуб - коммуникационная площадка для поставщиков и закупщиков на рынке спортивной индустрии. Всего было проведено 47 встреч, на которых будущие партнеры обсудили варианты взаимодействия и сотрудничества.
Традиционно в рамках «Арены Форум» прошли экскурсии по новым спортивным объектам: дворец спорта «Некрасовка», центр современного пятиборья «Северный», международный центр самбо и бокса, МФК «Олимпийский». В экскурсиях приняли участие больше 100 человек а суммарное время составило 6 часов.
От миллионов рублей к миллионам зрителей
Рабочее настроение задал первый заместитель министра спорта России Азат Кадыров, открывавший стартовую панельную дискуссию. Чиновник подробно рассказал о том, как государство вкладывает деньги в развитие спортивной инфраструктуры. С одной стороны, этих инвестиций станет меньше, потому что в 2024 году завершится действие федеральной программы «Спорт – норма жизни» вместе с нацпроектом «Демография». С другой, для Минспорта остается приоритетным сотрудничество с частным бизнесом.
Коллега из Минэкономразвития тут же похвалил министерство спорта. Аркадий Егоров, отвечающий, в частности, и за совершенствованием государственных информационных систем, и за межведомственное информационное взаимодействие, отметил, как «спортсмены» принципиально изменили ГЧП.
«Раньше для заключения контракта не требовалась оценка качества проектов от населения, к жителям никто не прислушивался. Как субъект подал заявку, так и делали. И с большими боями коллеги из Минспорта смогли включить в нормативную базу обязательное маркетинговое исследование. Это в корне изменило качество проектов, – рассказал Егоров. – Были случаи, когда кто-то хотел построить большой объект на окраине города, но выяснялось, что гражданам эти услуги не нужны. Это клиентоцентричный подход, и флагман его применения – именно Министерство спорта. На них теперь ориентируются и другие ведомства».
Вообще, стартовая дискуссия сделала попытку охватить или, по крайней мере, обозначить все темы «Арены Форум». У нее и название было всеобъемлющим: «Объединяя возможности: как сделать спорт нормой жизни для 93 млн человек?»
Оттолкнувшись от президентской задачи по увеличению числа «систематически занимающихся», поговорили и о государственных инвестициях, и о новом взгляде на спорт застройщиков жилой и туристской недвижимости, и о корпоративном сегменте, и о работе федераций по повышению массовости… Добрались и до нового формата объектов – фиджитал-центров. Руководитель «Игр будущего» Игорь Столяров, с одной стороны, заявил, что к соревнованию ничего строить не планируется, а с другой – рассказал о создании площадок для фиджитала. Правда, в первую очередь под этим понимается дополнение имеющихся объектов, чтобы «вытащить киберов в реальную жизнь».В столице Татарстана фиджитал на время займет и главную ледовую площадку – «Татнефть Арену». Из-за этого «Ак Барсу» даже придется провести два матча КХЛ в старом Дворце спорта.
По словам Столярова это необходимо, чтобы провести наиболее качественную трансляцию из проверенного объекта. А броадкастинг должен стать главной частью организации «Игр будущего» – руководитель проекта говорит, что они ждут 250-300 млн уникальных зрителей онлайн.О новом подходе к планированию территорий рассказала заместитель директора по развитию «А101» Ольга Ясько. «Застройщики жилой недвижимости не удовлетворяются минимальным набором, включающим ФОК и площадки во дворе, а думают о большем. В нашем новом проекте „Прокшино“ мы строим не просто спортивный центр, а огромный кластер с уникальными решениями». По ее словам, существует большая потребность в спортивных площадках разного характера. «Мы строим фактически целый город, а не просто жилые кварталы. Этот город должен быть обеспечен всем необходимым, в том числе спортивными объектами».
Спорт как миссия
Следующие сессии были более узкотематическими и конкретными. Собравшиеся на одной сцене представители таких крупных девелоперов, как «Родина», ФСК, Coldy Construction, «Синара» и Ingrad, в один голос утверждали, что спортивная инфраструктура в их проектах не повинность или обязаловка, а необходимость. Потому что есть интерес от аудитории – как молодой и бюджетной, так и состоятельной в домах бизнес-класса. И спорт реально помогает повышать стоимость квадратного метра жилья. А кто-то воспринимает этот вопрос, как свою миссию.
«В комплексах с полноценными спортивно-образовательными кластерами люди не разводятся! Они сосредоточены на развитии своей семьи, на реализации потенциала своих детей. Помогать им – наша цель. А жилые дома в данном случае просто инструмент», – заявил владелец группы «Родина» Антон Винер.
«У нас своя подстанция генерирует электричество, а система рекуперации от ледовой арены позволяет обеспечивать весь ФОК теплом. Так что эксплуатация объекта не станет обузой для жителей жилого комплекса, – рассказал о том, как будет выходить на самоокупаемость спортивный центр квартала N’ice Loft Константин Войнов, генеральный директор Coldy Construction.
Лед под полом и футбол под крышей
Об особенностях функционирования больших ледовых дворцов рассказали представители «ВТБ Арены», «G-Drive Арены» и ЛД «Кузбасс». Кстати, все три этих объекта – лауреаты премии Sport Business Awards. Вместе они искали пути для повышения доходов и снижения расходов арен. Хотя, как с улыбкой отметила генменеджер «G-Drive Арены» Анжелика Куликова, «если быстро найти ответы на эти вопросы, то дальше можно будет уже не работать». Из собственного опыта Анжелика поделилась радостью от высокой эффективности тендеров. По ее словам, такие закупки позволяют экономить до 31% от первоначального бюджета. Но только в том случае, если заказчик заранее внимательно проработал стандарты обслуживания для подрядчиков. А гендиректор «ВТБ Арены» Антон Гаврилов порекомендовал как можно шире смотреть на возможности своей площадки.
«Очевидно, что лед – это хоккей и фигурное катание. Плюс концерты. Но не надо зацикливаться только на этих активностях. Вариантов много, нужно постоянно искать подходящие для вашей площадки. У нас успешно проходят классические единоборства, но теперь появились еще и бои на льду, например. Это интересно, и это помогает загрузить арену», – рассказал Гаврилов. Так же он отметил, что на «ВТБ Арене» пришли к решению закупить защитное покрытие для льда, а не арендовать его. Это серьезная трата, зато теперь восстановление площадки после концертов проходит быстрее и экономнее.
Представительной получилась и большая дискуссия о развитии футбольной инфраструктуры. О мировых тенденциях жизни больших стадионов и реализации этих трендов в России подробно рассказал гендиректор ФК «Спартак» Олег Малышев. Также он отметил, что его клуб рассматривает возможность строительства крыши на «Открытие Банк Арене». Живой интерес к этой идее проявил бывший вице-президент «Спартака», а ныне президент ФНЛ Наиль Измайлов.
Завершил же первый день «Арены Форум 7.0» круглый стол о настоящем и будущем «Лужников». Причем не только, как спортивного комплекса и популярного места отдыха, но и как архитектурной достопримечательности, благоустройство которой особо контролируется городом. Чуть больше внимания получили свежие или достраивающиеся объекты – аквапарк, «Дружба», «Кристалл»… Итог обсуждению подвел заместитель директора по проектам АО «Лужники» Булат Литвинов, заявивший, что строительство на территории олимпийского комплекса «только началось».
Регионы учат инвесторов
Второй день также открыла очень представительная дискуссия. Двухчасовое обсуждение эффективности инвестиций регионов собрала шесть министров спорта и одного зама, исполняющего обязанности министра, на одной сцене. Из первых уст гости форума узнали о том, как, на какие средства и на каких условиях строят спортивные объекты в Башкирии, Татарстане, Пермском крае, Оренбургской, Нижегородской, Новосибирской и Свердловской областях. Министр спорта Пермского края Татьяна Чеснокова много внимания уделила отношениям властей с частными инвесторами. Она убеждена, что именно партнерства государства с бизнесом развивает инфраструктуру особенно эффективно. Однако обеим сторонам есть что улучшать. Например, подключение к сетям по-прежнему остается проблемой для многих объектов. А сами предприниматели зачастую не готовы прислушиваться к аргументированным возражениям, которые потом приводят к существенному удорожанию проекта. Впрочем, большинства проблем можно избежать, если более тщательно подходить к подготовке и общению с экспертами.
Поделился своим подходом к работе с инвесторами и министр спорта Нижегородской области Александр Кононов. В этом регионе разработан четкий алгоритм принятие решения о создании спортивного объекта и существуют образовательные программы для бизнесменов. Выступление Кононова настолько впечатлило слушателей, что именно Нижегородскую область они выбрали лучшим регионом России по эффективности инвестиций в спортивную инфраструктуру.
Проекты высшего уровня
Поднятую накануне тему сочетания туризма и спорта продолжила сессия о развитии горнолыжных курортов. Исследование о перспективах отрасли представил директор группы компаний Б1 Илья Сухарников.
По его оценке, россияне, отказавшиеся от поездок на иностранные курорты, но по-прежнему интересующиеся горнолыжным туризмом, могли бы приносить в индустрию ₽5-7 млрд в год. При этом в России катается лишь 3% населения. О том, как этот потенциал реализуется, рассказали директор Департамента по взаимодействию с органами власти АО «Корпорация Туризм.РФ» Михаил Шелдунов и руководители курортов: Ольга Бурдаева («Золотая долина») и Алексей Стоянов («Шерегеш»).Закрылась же «Арена Форум 7.0» большой дискуссией «Знаковые объекты спорта России: от концепции до загрузки сооружений». Хедлайнером вечера стал многофункциональный комплекс «Олимпийский». Символично, что его первая большая презентация проекта состоялась на «Арене Форум» в 2019 году. Сейчас же делегаты конференции смогли даже посетить стройплощадку. По сравнению с первоначальными рендерами, комплекс заметно изменился, став еще более футуристичным. Все детали проекта представила Галина Гордюшина, директор по проектированию группы компаний «Киевская площадь». О тенденциях строительства спортивных объектов рассказал руководитель проектного бюро UNK project Юлий Борисов. А дополнили сессию профессиональные спортсмены – олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Мария Киселёва и чемпион мира по пляжному футболу Денис Пархоменко. Денис, несмотря на продолжающуюся игровую карьеру, серьезно изучает возможности для развития в России своего вида спорта, а Мария уже набрала огромный опыт управления в качестве руководителя собственного театра на воде, депутата Мосгордумы, главы спортшколы и вице-президента Московской федерации синхронного плавания. Таким образом, «Арена Форум» вновь охватила всех, кто заинтересован в грамотном и успешном создании и эксплуатации спортивной инфраструктуры в России – от чиновников высшего ранга до атлетов, от предпринимателей до поставщиков, от генеральных менеджеров до маркетологов.
Мероприятие прошло при поддержке Министерства спорта России и Департамента спорта города Москвы.
Партнеры: ГК «А101», Пронто-Ситинг, ТПК «Вартон», Тифлотехника, Велар, Тракт, Ecotec, VPA Sport, Recro, Студия Визуальных Решений, МСС-спорт, Сонорусс, MEDIABOX, ОЛИМПСИТИ, VSporte, SportNoise, Megarega, Brandiziac, Event safety.
Генеральный информационный партнер: «Ведомости.Спорт».
Информационные партнеры: Большой Спорт, Sport24, РАСС, Советский Спорт, Индустрия Спорта, НАОМ, Congress Time, Event-live, Аrchitime.ru, Legalbet, СтроимПросто, ЭкСпорт Клипина, Sport Hunter, SportB2B, Adindex, Афиша.
Записи всех выступлений:
День 1:
Основной зал;
Пресс-центр;
Зал №3;
Зал №4;
День 2:
Основной зал;
Пресс-центр;
Зал №3;
Зал №4.