Перед стартом плей-офф Единая лига ВТБ традиционно опубликовала бюджеты российских клубов и поделилась информацией о своей экономической деятельности
По сравнению с прошлым сезоном в рейтинге бюджетов лишь одно изменение. «Парма», чьи расходы выросли почти в полтора раза, обогнала «Автодор». Таким образом «Автодор» стал самой «бедной» российской командой лиги, но это не помешало ему занять пятое место в регулярном чемпионате, опередив «Химки», «Нижний Новгород», «Енисей» и ту же «Парму». Между остальными командами поменялись разрывы. Нарастившие бюджет «Химки» немного приблизились к ЦСКА и отдалились от «Локомотива-Кубани», которые практически сохранили прошлогодние числа. Вплотную к УНИКСу подобрался «Зенит». Итоговое финансовое неравенство в лиге почти не изменилось: если год назад самый маленький бюджет составлял 5,9% от самого большого, то теперь – 6,4%.
ЦСКА в 15,7 раза богаче «Автодора». Команды заняли в регулярном чемпионате первое и пятое места соответственно
«Единая лига ВТБ до сих пор остается единственным соревнованием в России, в котором клубы полностью открывают свои бюджеты, – отметил почетный президент лиги Сергей Иванов. – В других видах спорта такого нет и в ближайшее время, к сожалению, вряд ли будет. По крайней мере, в таких крупных видах спорта, как футбол и хоккей».
Бюджеты (расходы) российских клубов Единой лиги ВТБ, млн рублей
1. ЦСКА (Москва) – 2 673
2. «Химки» (Московская область) – 1 775
3. «Локомотив-Кубань» (Краснодар) – 1 185
4. УНИКС (Казань) – 870
5. «Зенит» (Санкт-Петербург) – 854
6. «Нижний Новгород» – 423
7. «Енисей» (Красноярск) – 267
8. «Парма» (Пермский край) – 218
9. «Автодор» (Саратов) – 170
Семь из девяти клубов показали прибыль по итогам сезона. У пяти она не превышает ₽1,1 млн, а в лидерах по этому показателю ЦСКА (₽12,5 млн) и УНИКС (₽27,3 млн). При этом УНИКС – единственный российский клуб лиги в структуре доходов нет ни вложений акционеров, ни бюджетного финансирования, ни пожертвований. Почти весь бюджет (₽849,7 млн) команде обеспечивают спонсоры – «Нижнекамскнефтехим» и банк «Ак Барс».
За ноль в графе поступлений из бюджета Сергей Иванов также похвалил ЦСКА, «Зенит» и «Локомотив-Кубань». «Бюджетное финансирование нельзя запретить, но я его противник и в баскетболе, и в футболе», – добавил Иванов.
Дефицит бюджета получился у «Локомотива-Кубани» (-₽55,4 млн) и «Химок» (-₽99 млн).
Для всех клубов лиги коммерческие доходы остаются незначительными на фоне расходов. К примеру ЦСКА, в абсолютном значении заработавший на билетах, кейтеринге, мерчандайзинге и призовых больше всех (₽226,6 млн), покрыл этими статьями лишь 8,5% своего бюджета.
5,7% своих расходов покрывают в среднем клубы Единой лиги ВТБ за счет продажи билетов, призовых и торговли
Основу бюджетов российских клубов Единой лиги ВТБ составляют спонсорские выплаты и иные поступления от других организаций (взносы акционеров, бюджетные средства и пожертвования). В некоторых случаях грань между этими статьями неочевидна. К примеру ЦСКА получает от спонсоров, среди которых значится и «Норникель», ₽1,5 млрд, а еще ₽938 млн поступают в кассу клуба от того же «Норникеля» как от владельца. У «Локомотива-Кубани» «РЖД» значится и в списке партнеров, и в списке жертвователей. «Химкам» компания «Металлинвест» безвозмездно дает в 11 раз больше денег, чем два спонсора. А, например, «Автодор» – единственный клуб, не имеющий спонсорских поступлений вообще, – 63,9% своего бюджета (₽108,5 млн) получает в качестве пожертвований от коммерческих организаций (АО «СаратовЭнерго», НВК-Банк, АО «Апатит», АО «Желдорэкспедиция»).
Главная статья расходов – выплаты игрокам. Даже без учета налогов в среднем клубы лиги тратят на это 48,6% своих бюджетов. Экономнее всего в этом плане «Нижний Новгород» (28,9%) и «Парма» (29,3%), расточительнее прочих «Енисей» (65,4%).
50%. Ровно половину своих денег ЦСКА тратит на зарплаты игроков (не считая налогов)
Обнародован и бюджет самой Единой лиги. В нынешнем сезоне расходы организации составили ₽620,4 млн. Это позволило закрыть год с прибылью в ₽8,5 млн. Бюджет лиги формируется почти полностью спонсорами (ВТБ, «Лукойл», «Сибур», «Академсервис», «Согаз», «Русвьетпетро», «Русал»). Кроме этого в опубликованном документе есть только еще одна статья доходов – «Продажа билетов» (₽12,5 млн). Хотя были у лиги и другие поступления. Так, около ₽1 млн принесла реализация телеправ на Матч всех звезд, который прошел в Санкт-Петербурге в феврале.
Сколько стоит Матч звезд
Основные доходы и расходы питерского шоу
«У Единой лиги не получается продавать нормально телеправа, но это беда всего нашего спорта, – считает Сергей Иванов. – Примечательно, что сербы за права нам платят больше, чем Россия, от третьих стран получаем больше денег. Но, опять же, это системная беда нашего профессионального спорта».
Аудитория Матча звезд, по словам Иванова, составила 2 млн человек.
₽137,5 млн – призовой фонд Единой лиги ВТБ
Особо руководители Единой лиги ВТБ коснулись вопроса посещаемости. А точнее, доходов от продажи билетов, которые растут не так хорошо, как общее количество зрителей на трибунах.
«В этом сезоне мы получили полный доступ к билетной программе всех клубов, чтобы отслеживать статистику продаж. И мои подозрения подтвердились – у нас есть клубы, где половину посещаемости делают люди, приходящие бесплатно. Я с этими клубами побеседую – пока называть их не буду, но на некоторых матчах на трибунах сидят одинаковые молодые люди, коротко стриженные – с этим я буду бороться. Это не профессиональный спорт – это липа», – сказал Сергей Иванов. А генеральный директор лиги Илона Корстин пообещала поощрять клубы, хорошо работающие с болельщиками.
Скачать оригинал опубликованных Единой лигой бюджетов можно по ссылке. В отчете не рассматриваются иностранные клубы – участники турнира: «Астана» (Казахстан), ВЭФ (Латвия), «Калев» (Эстония), «Цмоки-Минск» (Белоруссия).
Фото: Единая лига ВТБ