Зачем Азербайджану Гран-при «Формулы-1», которое невозможно окупить
В 2016 году в календаре «Формулы-1» появилась новая трасса – городской трек в Баку, принявший «Гран-при Европы». Контракт на проведение гонок в столице Азербайджана подписан на пять лет с возможностью продления еще на пять. Но уже сейчас в него пришлось внести серьезное изменение. С сезона-2017 гонка в Баку будет называться «Гран-при Азербайджана». СБК поговорил с исполнительным директором Baku City Circuit Арифом Рагимовым и узнал у него, как переименование поможет его маркетинговой работе и кому вообще выгодно проведение такого дорогого события.
– Перед дебютным Гран-при министр спорта Азербайджана признался, что окупить его невозможно и что это, в первую очередь, очень дорогая и качественная реклама Баку и всей страны.
– Прямыми доходами гонку не окупить, это невозможно математически. И думаю, все Гран-при, даже самые успешные, зависят от государства. От каждой гонки страна получает огромную косвенную прибыль. В первую очередь от туризма. Наш Гран-при посмотрело более 100 млн человек. Еще больше видели новости, фотографии и таким образом познакомились с Азербайджаном, начали его изучать. Многие захотят приехать к нам, потратить тут деньги. Эту косвенную прибыль получает государство, поэтому оно и дотирует гонку. А Baku City Circuit – некоммерческая организация. Наша первая задача – проведение Гран-при «Формулы-1», а не извлечение прибыли.
– Но все же совсем не думать о расходах и доходах нельзя. Сколько вам удалось отбить на первом Гран-при?
– Около 35% бюджета.
– В 2017 году будет лучше?
– Мы ждем, что да. В первый год многие не знали, чего ожидать, и поэтому не приехали. Были проблемы с визами и так далее. На вторую гонку ждем больше гостей и планируем увеличить как количество зрительских мест (с 30 до 35 тыс.), так и ассортимент билетов. Введем новые категории. Да и бюджет уменьшиться, так как все необходимое оборудование, в том числе бетонные блоки для трассы и конструкции разборных трибун, у нас уже есть.
– Много ошибок придется исправить?
– «Гран-при Европы 2016» – пилотный для нас проект. Мы не были уверены, что делаем все на 100% верно. И никто не был бы уверен – даже самые лучшие специалисты не смогут сделать все идеально с первого раза. Мы увидели свои ошибки, поняли, что надо организовать по-другому. У нас есть огромный документ, посвященный урокам первой гонки. Мы стараемся по нему все отслеживать. Просто пример: один из VIP-входов на трек оказался перегружен, так как туда пошли все обладатели билетов. Перенаправить их было сложно, так как следующие ворота располагались далеко. Пришлось пускать всех. Таких мелких деталей много, но нельзя сказать, что мы что-то конкретно завалили. Хотя наш операционный план, который готовился полгода, по ходу гоночного уик-энда приходилось переписывать чуть ли не ежечасно. То, что на бумаге выглядело отлично, в реальности могло не работать.
Трасса «Формулы-1» в Баку
Городской трек
Длина круга – 6003 метра
Дистанция гонки – 51 круг, 305 049 метров
Количество поворотов – 20 (12 левых, 8 правых)
Направление движения – против часовой стрелки
Официальная максимальная скорость – 366 км/ч
– Как оцените непрямую прибыль от проведения «Гран-при Европы» в Азербайджане?
– Учесть все затруднительно. Но реально посчитать эффект в период прохождения гонки. Например, в первом полугодии 2016-го в 20 раз выросла прибыль от туризма – со 100 млн долларов до 2 млрд. Есть данные от авиаперевозчиков – в июле в страну прилетало гораздо больше людей, чем обычно.
– Также министр спорта говорил, что у гонки мало частных партнеров. В первом Гран-при они принесли в бюджет около 5%?
– Цифра очень похожая. И подвижек в этом плане пока нет. В Азербайджане в принципе не так легко найти спонсора на какие-либо эвенты. Думаю, что-то подобное происходит и в России. Экономическая ситуация, цены на нефть – это очень сильно сказывается на возможностях спонсоров.
– В каждый из трех дней гоночного уик-энда в Баку выступила суперзвезда: Крис Браун, Энрике Иглесиас, Фаррел Уильямс. Зачем вашему Гран-при эти дополнительные расходы, ведь «Формула-1» и так привлекает внимание.
– В первую очередь это концерты для местной публики. Автоспорт в стане развит слабо, интерес к нему низкий. Надо было привлекать людей. Благодаря концертам они посетили саму гонку, заинтересовались. И, возможно, в следующем году вернутся. Без этих звезд они бы просто не имели представления о «Формуле-1».
– С нового сезона ваша гонка будет называться «Гран-при Азербайджана», а не «Гран-при Европы». Это поможет заработать?
– С точки зрения маркетинга это гораздо проще реализовывать, потому что в принципе уже всем понятно, что мы рекламируем именно Гран-при в Азербайджане, а не европейское, которое, теоретически, может проходить где угодно. Продвигать гонку будет легче. И само собой, страна получит больше рекламы.
– Ни разу не задумывались о том, чтобы построить отдельный трек, а не собирать и разбирать все конструкции в центре города по несколько месяцев каждый год?
– Построить трек для «Формулы-1», насколько я знаю, стоит минимум 150 млн долларов. Это самый дешевый вариант. Даже не знаю, сколько раз мы можем провести гонку за эти деньги, но очень много.
Беседовал Дмитрий Христич
Фото: Baku City Circuit