По мнению ее организатора, генерального директора Support Partners Константина Борисова, слово «команда» перекочевало из спорта в предпринимательство неслучайно – точно так же, как «мотивация» и «конкуренция». Он уверен, что бизнес вдохновляется спортом, чтобы обрести новые смыслы. В интервью СБК Константин рассказал, каким тренером должен быть успешный руководитель.
– В спорте талант часто противопоставляют работоспособности. Прослеживается ли эта дихотомия в бизнесе?
– Как и в спорте, в бизнесе не бывает менеджеров, добивающихся успеха за счет чегото одного. К тому же талант может проявляться поразному. Например, Артемий Панарин – невысокий, но техничный игрок, а Александр Овечкин – это сносящий всех таран, и они оба талантливые. Думаю, хороший руководитель должен опираться на сильные стороны своего психотипа: цель, коммуникация, процедуры. А то, что у вас получается хуже, нужно делегировать команде.
– И как бы вы охарактеризовали собствен- ные сильные стороны?
– Считаю, что я хороший спикер, преподаватель и методолог, который ставит командную работу. При этом в спорте больше увлекаюсь индиви дуальными видами: пробежал пять марафонов, в том числе по льду Байкала, взбирался на Кили манджаро, Эльбрус и был в базовом лагере Эвереста, а сейчас у меня небольшой шахматный клуб. И я не считаю, что сильный специалист по командным взаимоотношениям сам должен быть хорошим командным игроком.
Именно опираясь на свои козыри, я построил бизнес и организовал международную премию Team Awards, где награждают лучших в построении бизнес-команд. Она идеально перекликается с корпоративной педагогикой, которой я занимаюсь.
– Можно ли построить бизнес вокруг звездного игрока, на которого работают все остальные?
– Командная теория утверждает, что с зависимостью от звезды в команде надо что-то делать. Я раньше тоже так думал, но сейчас не столь категоричен. Например, сборная Аргентины – команда одного футболиста, Лионеля Месси. Эта модель работает, хотя и не так часто. Многие тренеры мечтают, чтобы у них играла звезда. Но она не может быть выше команды, о чем часто рассуждает Алекс Фергюсон, звезда обязана встроиться в коллектив, не должна требовать себе отдельную раздевалку.
Вам повезло, если в вашей компании есть звезда, и тем более, если вам удалось с ней договориться. Но будьте готовы к тому, что этот сценарий не на всегда, она обязательно уйдет. Вы всегда должны быть озабочены передачей знаний или поиском новой звезды.
– Что ценится в бизнесе выше: универсальность или узкая специализация?
– Это разговор об этапах развития бизнеса. Если мы открываем компанию, запускаем завод или просто делаем чтото с нуля, нам будут полезны универсальные игроки. Но по мере того как деятельность становится более стабильной и рабочей, нужны специалисты узкого профиля. Не страшно начинать с универсалами, но страшно не углублять специализацию, когда бизнес вырос.
Парнерский материал
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №1 (51) март 2023