Председатель правительства Российской федерации Дмитрий Медведев подписал распоряжение, утверждающее стратегию развития спортивной индустрии до 2035 года, которую подготовило Министерство промышленности и торговли
Документ опубликован на официальном сайте кабинета министров.
Важно понимать, что под спортивной индустрией в стратегии подразумевается исключительно производство спортивной продукции (изделий, инвентаря, оборудования) и ее компонентов, а также сопутствующие этому производству услуги. Соответственно выбраны и целевые показатели: индекс роста производства, число отечественных патентных заявок на изобретения, индекс роста производительности труда в сфере производства продукции, индекс роста объема инвестиций в основной капитал производителей продукции спортивной индустрии, объем экспорта продукции.
Прогнозируется увеличение к 2035 году доли экспортируемой продукции (от 3,2% до 15%) и доли продукции для спорта высших достижений (с 5,9% до 10-11%).
При этом утверждается, что «реализация стратегии будет способствовать улучшению условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом для всех категорий и групп населения, а также для подготовки спортивного резерва, в том числе путем повышения уровня обеспеченности населения объектами спорта».
Ссылаясь на данные о росте числа россиян, активно занимающихся спортом, (с 13% населения в 2006 года до 36,8% в 2017-м) и индекс объема инвестиций в основной капитал производителей спортивной индустрии (+3,4% в 2017 году относительно 2016-го), авторы стратегии называют спортивную отрасль «быстрорастущей (перспективной) с точки зрения инвестиционной привлекательности».
Прирост среднедушевых расходов на занятия спортом
- Южный федеральный округ – 150,9 %
- Уральский федеральный – 122,8 %
- Центральный федеральный округ – 48,3 %
2016 год. Источник: Стратегия развития спортивной индустрии
Оценка мирового рынка спортивной индустрии в стратегии приводится по данным неназванных «международных статистических источников». Предполагается, что с $90,9 млрд в 2017 году он вырастет до $144 млрд уже к 2024 году, при этом $80 млрд будут приходиться на сегмент спортивного оборудования.
Емкость российского рынка спортивной продукции оценивается в 534 млрд рублей, а доля отечественных производителей на нем – в 61 млрд рублей (11%). При этом объем производства отечественной продукции спортивной индустрии в России в 2017 составил 27,32 млрд рублей.
«Еще одной существенной тенденцией является сближение спортивной индустрии и индустрии развлечений, так как оба сектора стремятся отвечать на вызовы новых цифровых технологий, изменяющих и формирующих способы проведения досуга»
Основная потребительская корзина спортивного инвентаря
- Лыжи
- Снаряжение лыжное, кроме обуви
- Коньки ледовые, включая коньки с ботинками
- Ботинки лыжные
- Инвентарь и оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой
- Инвентарь и оборудование для борьбы
- Изделия для общефизической подготовки
- Инвентарь для футбола и ручного мяча
- Инвентарь для игры в хоккей с шайбой и мячом
Источник: Стратегия развития спортивной индустрии
Более 30% спортивных изделий, вошедших в потребительскую корзину, производится отечественными производителями. Данный критерий позволяет прогнозировать, что при стимулировании развития технологий, оптимизации производства и контроля качества производимой продукции отечественные производители смогут обеспечить локальную конкуренцию, а также увеличение количества рабочих мест в регионах присутствия производителей.
В стратегии утверждается, что производители спортивного инвентаря есть во всех федеральных округах России, однако точные данные приводятся только по четырем из восьми. При этом общее число предприятий оценивается как «около 300 компаний».
Наиболее динамично развивающимся названо производство продукции для зимних видов спорта. Например, в горнолыжном секторе отечественная продукция заняла 15% рынка. Кстати, как рассказывал на бизнес-завтраке СБК исполнительный директор Союза горнолыжной индустрии Владислав Субботин, именно по рекомендации правительства, ссылавшегося на работу Минпромторга, раздел о производстве оборудования и инвентаря был исключен из «Концепции долгосрочного развития горнолыжного туризма в России».
112,2 тыс. хоккейных клюшек произведено в России в январе – марте 2017 года
А вот среди товаров и оборудования для занятий профессиональным спортом, в производстве «умных» тренажеров, бассейнов, товаров для занятий плаванием, а также байдарок, каноэ, роликов и коньков доля отечественной продукции «крайне мала» – от 1% до 5%.
Основными путями развития спортивной индустрии авторы стратегии считают совершенствование системы стандартов, разработку плана импортозамещения, утверждение типовых проектов и контрактов закупок «уполномоченными органами отдельных видов спортивной продукции» и тому подобные меры. В том числе предлагается разрабатывать «единые базовые технологические платформы», каждая из которых «может представлять собой системное решение для определенного типа (вида) изделий, а также для их элементов, созданных по единому конструкторскому замыслу с использованием модульного принципа и открытой архитектуры».
При этом сильными сторонами спортивной индустрии в России названы «активное развитие механизмов государственной поддержки инновационного развития промышленности», «значительное влияние профессионального спортивного сообщества на формирование параметров спроса», популяризация здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом и даже «обеспечение подготовки к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО».
Самый короткий раздел стратегии – «Организационно-финансовое обеспечение реализации». Мы приведем его полностью:
«Стратегия сформирована на основе принципов программно-целевого подхода. Решение выявленных системных проблем развития отрасли и продукции реабилитационной направленности требует программной увязки целей, задач, мер, оценки их результатов и корректировки. Успешное достижение сформированных целей и задач развития отрасли требует концентрации ресурсов, приоритетного софинансирования».
Вместе с концепцией правительство России утвердило «Комплекс мер по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019–2020 годы». Во всех пунктах в нем значатся только «комплексный анализ» и «подготовка предложений».