Цвет, логотип, постер и другие красивые способы эмоционального воздействия на зрителей
За десять лет латвийский дизайнер Владислав Лакше прошел путь от первого эксперимента по объединению академического искусства и уличного спорта до статуса одного из главных баскетбольных художников мира. Его рисунки хвалят звезды НБА, а десятки клубов, турниров и лиг по всему свету обращаются к нему за фирменным стилем. В интервью СБК Владислав рассказал о важности визуальных образов для спортивных организаций, этапах оформления сильного бренда и основных принципах отношений дизайнера и заказчика.
«Художник должен защищать свое мнение»
– Как вы начали заниматься спортивным дизайном?
– Я окончил Латвийскую академию художеств, отделение графического дизайна, получил степень магистра. Параллельно профессионально занимался баскетболом. Это сыграло свою роль. Я начал соединять искусство и спорт во времена, когда еще не появился инстаграм и не на кого было ориентироваться. Сейчас в моем портфолио участие в международных выставках в Тайване и Сан-Франциско, которые организует закрытое сообщество лучших баскетбольных художников Conscious Basketball, работа с Андреем Кириленко, adidas, клубами ЦСКА, «Нижний Новгород», «Днепр», «Авангард», «ВЭФ», со сборной России по баскетболу, игроками НБА… Вижу, что новые авторы в этой сфере копируют мой стиль, а кто-то даже пишет мне, что я их вдохновляю.
Стоит добавить, что спорт лишь одна грань моей жизни, а еще есть академическое искусство – живопись и классический рисунок. С ними я также участвую в международных выставках, мне близка социально-политическая тема, провокация.
– Как клиенту и дизайнеру избежать противоречий без ущерба для результата?
– Самое важное – доверие. Если заказчик обращается к профессионалу, понимая его стиль, зная его портфолио, – это уже половина успеха. И личное общение, даже в формате переписки в фейсбуке, гораздо важнее любого, пусть и максимально четкого технического задания.
– Чем так важно личное общение?
– Простой пример. Недавно я ездил в Санкт-Петербург, чтобы встретиться с генеральным директором БК «Зенит» и посмотреть домашний матч команды. Это очень помогло получить правильный эмоциональный настрой, понять, смотрим ли мы в одну сторону, определить точки соприкосновения, чтобы выбрать нужную стилистику для предстоящего проекта.
– А как вы относитесь к работе с агентствами, когда конечный клиент вам недоступен?
– Иногда приходилось работать в таком формате, но, как показывает опыт, гораздо легче прийти к нужному результату после общения с главным заказчиком напрямую, иначе возникают «трудности перевода» – не всегда пожелания клиента доносят правильно. В итоге реализация проекта занимает больше времени.
– Надо ли переубеждать клиента, если считаете, что тот выбирает неудачные решения? Или главное, чтобы он был доволен, даже если вам это не очень нравится?
– Однозначно художник должен предлагать свои решения, защищать свое мнение, как раз для этого необходимы личные встречи. Если клиент настаивает на своем, это все равно, что указывать врачу, как лечить, ориентируясь на советы в интернете. Каждый должен быть профессионалом в своей сфере. Если мы не сходимся с клиентом, я отказываюсь от проекта, хотя таких случаев очень мало, обычно заказчик уже имеет представление о моей стилистике.
– Как сильно вы подстраиваетесь под каждый новый проект?
– Всегда стараюсь выбрать индивидуальное эмоциональное наполнение. Конечно, у меня есть свой узнаваемый стиль, но важно подчеркнуть особенности каждого заказчика через цвет, выбор между динамикой и сдержанностью, монументальностью и более камерными образами. Умение чувствовать индивидуальность клиента и подчеркнуть ее в своей работе – главная составляющая успеха баскетбольного художника.
Постеры силы
Знаменитого американского пауэрлифтера, тренера и блогера Си Ти Флетчера трудно назвать просто клиентом Лакше – они, скорее, друзья. Флетчер, чьи мотивирующие видео собирают десятки тысяч просмотров, давно борется с болезнью сердца. Он пережил не один приступ и несколько операций, а сейчас числится в очереди на пересадку. Рисунки Лакше поддерживают атлета.
«Все началось с вдохновения – я ходил в тренажерный зал и слушал мотивационные ролики Флетчера. Посвятил ему дизайн, выставил в инстаграм. Си Ти увидел и написал, что ему очень понравилось, – вспоминает Владислав. – А через какое-то время он обратился ко мне с заказом на серию постеров. Эти плакаты получают подписчики сайта Флетчера, помогающие собирать деньги на операцию по трансплантации сердца. Сам Си Ти сейчас в больнице, но все равно он находит время, чтобы написать мне благодарность за каждый нарисованный постер. Это ценнее любого гонорара. Рисунки на них всегда дерзкие, провокационные, вызывают шквал комментариев в социальных сетях, но мне неинтересно пресное искусство. Мой девиз – удивлять и убеждать».
«Баннер – это агитация и икона»
– Насколько вообще дизайн важен для спортивной команды, если в первую очередь всех все равно интересуют победы?
– Считаю, что дизайн играет огромную роль в спортивном бренде. Человек всегда был связан с искусством – будь то пиктограммы в каменном веке или иконы для не умеющих читать в Средневековье. Искусство – универсальный способ передачи и умножения энергии и эмоций.
– Что самое важное в визуальной составляющей хорошего спортивного бренда? А без чего можно обойтись?
– Все элементы визуального оформления необходимы. Отказываться от чего-то – это как изымать детали из новой машины. Цель не будет достигнута. Плакаты, атрибутика, мультимедийные баннеры в соцсетях, наружная реклама – все это влияет на зрителей и участников и создает правильный эмоциональный фон. Конечно, крайне важен логотип, но их обычно не делаю, это узкая специальность. Моя сила в монументальных многофигурных баннерах, выборе слоганов. В академии художеств я специализировался на агитационном плакате, изучал его влияние на массы. Уверен, что важно все: выбор текста, шрифта, колорита, динамики.
– С чего надо начинать организации, у которой пока нет бренда?
– Цветовое решение. Обычно мы отталкиваемся от основных цветов клуба – красно-синий у ЦСКА, синий у «Зенита», черный у «ВЭФ». Цвет эмоционально влияет на зрителей. Когда определились с ним, стоит понять, какая у вас целевая аудитория, какой посыл вы хотите донести, в чем ваши сильные стороны. Первыми визуальными элементами можно делать, к примеру, баннеры, так как это своего рода агитационные плакаты или даже иконы, отражающие концепт бренда.
– Существует ли разница между дизайном для разных видов спорта? Или между американским и российским спортом?
– Конечно, так же, как отличаются спортсмены и болельщики. Разные цветовые решения, другая динамика, свои фишки и приколы. Что касается стран, вероятно, американский стиль агрессивнее российского, там меньше цензуры. Но в обоих случаях важна динамика, монументальность, даже величие образов. В отличие от, к примеру, скандинавского или европейского дизайна. И хотя я родился и живу в Европе, мой стиль ближе к России и Америке, так как меня привлекает гипертрофированная эмоция, величие и даже провокация.
– Какие три свои спортивные работы вы считаете лучшими?
– Оформление Pacific Open 2014 во Владивостоке, Moscow Open 2011 и, конечно, Ghetto Games в Риге – они проходят уже 10 лет, это самый масштабный мой проект, в котором я могу реализовывать абсолютно все свои задумки.
Беседовала Александра Савраева
Экспертиза
В течение нескольких лет три главные спортивные лиги России поменяли эмблемы. В феврале 2016-го новый фирменный стиль презентовала Континентальная хоккейная лига, в июле 2017-го изменился логотип баскетбольной Единой лиги ВТБ, а прямо сейчас идет процесс ребрендинга Российской футбольной премьер-лиги. По просьбе СБК Владислав Лакше оценил эти лого.
«Наиболее удачный, на мой взгляд, у РФПЛ, так как, кроме стандартных символов, удачно обыгран образ медведя, при этом есть отсылка к футбольной тематике. Я бы сказал, что этот логотип самый свежий. У КХЛ классическая гармоничная эмблема. А вот про логотип Единой лиги мне даже нечего сказать, он просто плохой», – считает Лакше.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №2 (4) июнь 2018