В воскресенье завершился очередной чемпионат России по футболу, по итогам которого спустя 16 лет на первое место вернулся московский «Спартак»
Этот титул стал первым для председателя совета директоров ФК «Спартак-Москва», вице-президента «Лукойла» Леонида Федуна, который в 2003 году стал акционером клуба, а в 2004-м – его фактическим владельцем.
«Спартак» обеспечил себе золотые медали за три тура до финиша турнира. После этого Федун дал большие интервью телеканалу RT и агентству ТАСС, в которых в том числе много говорил о бизнесе, развитии клуба, строительстве футбольной инфраструктуры. СБК выбрал наиболее интересные фрагменты материалов.
«Открытие Арена»: посещаемость, расширение, заработок
В предпоследнем домашнем матче сезона «Спартак» установил своеобразный рекорд, собрав на матче с безнадежным аутсайдером «Томью» 42070 зрителей. По мнению Федуна, главная причина – спортивные успехи команды, и пока говорить о том, что «Открытие Арена», вмещающая 45 360 человек, не справляется с интересом болельщиков, пока рано.
Если «Спартак» будет лидировать в чемпионате, то будет собирать 35 тыс. зрителей и более на «Открытие Арене». Если понадобится, можем увеличить вместимость еще на пять тысяч, но пока таких планов нет. В этом сезоне средняя заполняемость – 32–33 тыс. зрителей. В прошлом было 26. Когда дойдем до 40, тогда и подумаем о расширении.
Планов проводить матчи Лиги чемпионов на стадионе Лужники, вмещающем 80 тыс. человек, у «Спартака» нет – в том числе и по финансовым причинам.
Мы же не просто так инвестировали в «Открытие Арену». Я лучше сыграю на своем стадионе и соберу 40, а не 80 тыс., чем буду платить кому-то аренду.
Домашние матчи «Спартака» в чемпионате Российской футбольной лиги сезона-2016/17 посетило 491 404 человека. Это с большим отрывом лучший результат в чемпионате – второй по данному показателю клуб, «Зенит», собрал только 278 354 зрителей. Это. По оценке Федуна, позволяет «Спартаку» получать самые большие доходы от проведения матчей.
Каждый матч приносит нам ₽30–60 млн. Столько собирает вся остальная премьер-лига вместе взятая. Эти цифры можно увеличить за счет большей вовлеченности людей. К примеру, есть английский клуб «Тоттенхэм». Чтобы посетить его домашний матч, нужно стоять в очереди чуть ли не 10 лет. Практически все билеты на игры «Тоттенхэма» продаются заранее. Нам нужно добиться того, чтобы «Спартак» продавал не одну треть абонементов от общей вместимости стадиона, а, хотя бы, две трети.
Стоимость строительства «Открытие Арены» оценивается в ₽14,5 млрд. Федун возводил ее на собственные средства и предполагает, что эти вложения могут окупиться.
Это будет дисконтированная окупаемость. Теоретически это может случиться лет через 10.
Строительство вокруг стадиона
«Открытие Арена – часть грандиозного проекта «Тушино-2018», который подразумевает строительство жилых и офисных зданий, а также еще нескольких спортивных объектов: новой базы ФК «Спартак», футбольного манежа. Однако скорого переезда клуба из родной для него подмосковной Тарасовки ждать не стоит.
Один корпус уже построен. Готова база. Все это возводится в рамках одного бизнес-проекта. Кризис ударил по нему очень серьезно, и сегодня он фактически балансирует на грани рентабельности. Ни о какой серьезной прибыли говорить не приходится.
База, которую мы построили и должны сдать, является собственностью Российской Федерации, и нам, видимо, придется брать ее в аренду. Но это произойдет уже после окончания чемпионата мира – 2018. Дальше ее нужно будет развивать. Поскольку у нас есть сразу три команды: основная, молодежная и «Спартак-2» – Тарасовка еще долго будет сохранять свое значение. Хотя с точки зрения логистики это место стало очень неудобным. Постоянные пробки на востоке столицы мешают добраться туда максимально быстро.
База в Тушино
Тренировочный комплекс сдан в эксплуатацию
Манеж будет построен, когда будут деньги, сейчас их нет. Проект существует, он очень красивый, но на данный момент построить его невозможно. После финансового кризиса мы такую возможность потеряли.
В целом проект «Тушино-2018» развивается, мы строим дома и социальные объекты. Сейчас начнем строительство храма равноапостольного святого Владимира, все идет по плану. Конечно, сейчас нет того покупательского спроса, который мы хотели видеть. Это происходит из-за девальвации, которая произошла недавно. Но несмотря на все трудности, мы надеемся, что этот проект будет прибыльным.
Финансы и IPO «Спартака»
Четыре года назад Леонид Федун заявил, что хочет разместить акции «Спартака» на открытом рынке. Однако последующие события заставили его отказаться от этих планов.
К сожалению, после кризиса 2014-го, когда курс рубля резко обвалился, выход на биржу стал невозможен. Да, мы собираем за каждый матч 30—50 млн. руб. Раньше это были хорошие деньги: порядка одного-полутора миллионов долларов выручки – по-настоящему европейский уровень. Теперь, к сожалению, эта цифра уменьшилась вдвое. При таких уровнях дохода выход на биржу не несет в себе никакого смысла. Необходима стабилизация экономики в России и подъем интереса к футболу. Мы помним, какие рейтинги были у матчей сборной страны во время Евро-2008. Те встречи собирали уникальную аудиторию.
Кризис повлиял на выход клуба на самоокупаемость. Но дальнейший рост посещаемости поможет продолжить поступательное движение в этом вопросе.
Если бы не было кризиса, сегодня мы бы находились очень близко к самоокупаемости. Поскольку зарплаты привязаны к валюте, то наши расходы увеличились процентов на 20-30. Если же экономическая ситуация в ближайшие 5-6 лет будет стабильной, я верю, что мы сможем достичь самоокупаемости. Если в первый сезон на новом стадионе мы в среднем за матч собирали порядка 20 тысяч зрителей, то теперь хотим поставить задачу, чтобы средняя заполняемость трибун на наших матчах была близка к 35 тысячам.