Растущая индустрия смешанных боевых искусств (ММА) требует новых героев. Самым ярким из них крупнейшие промоушены и спонсоры готовы платить десятки миллионов долларов в год. Но только в том случае, если этот боец, помимо высоких результатов на ринге, октагоне или редже, обладает еще и звездным имиджем.
Наталья Буланова работала PR-директором лиги М-1 и бойцовского шоу «Легенда», а потом основала свое агентство Nota Bene – единственное в России, специализирующееся на продвижении единоборств. Среди ее клиентов Федор Емельяненко, Сергей Харитонов, Анастасия Янькова и многие другие. В интервью СБК Наталья рассказала о первых шагах спортсмена на пути к звездному статусу.
– С чего стоит начинать раскрутку начинающего спортсмена без большой карьеры и особой репутации?
– С личной истории. Нужна не скучная биография, а именно история. С элементом случайности. Я называю этот жанр case-story. В биографии любой медийной персоны: бизнесмен, спортсмен, актер – должен быть интересный поворот. Клиенты часто говорят: «Ничего необычного у меня нет, все как у всех». Но это как раз наша работа, это задача пиарщика – отыскать фишку, отличительную черту, историю, за счет которой можно выделиться. Мы должны ответить на вопросы: «Почему мы? Чем мы уникальны? Чем интересны аудитории?»
Конечно, лучший пиар для бойца – это бои. Но на них одних далеко не уедешь, как и на одном пиаре. Показываешь хорошие результаты, но о них никто не знает – сильно не продвинешься. Много пиаришься, но не побеждаешь – вызываешь раздражение. Я бы посоветовала начать с разовых публикаций в СМИ. Для медийности в первую очередь важна пресса, соцсети второстепенны.
– О чем стоит рассказывать, а от чего лучше отказаться? Надо ли спортсмену вести блог?
– Не уверена, что боец может самостоятельно регулярно писать связные посты. Каждый должен заниматься своим делом. А вот социальные сети – это место, где действительно можно развернуться. При этом, мне кажется, 90% российских бойцов ничего не делает, для того чтобы быть интересными своей аудитории. Самый главный совет – выходите за рамки спорта. Не стоит работать только для фанатов, нужна массовая аудитория.
– Партнерские программы, открытые тренировки в финтес-клубах, авторское «чемпионское меню» для какого-то заведения – хорошие методы?
– Работа с партнерами эффективна, но я не могу сказать, что фитнес-клубы – идеальный партнер для клубов единоборств. Скорее, это конкуренты. А вот для отдельного спортсмена такое сотрудничество перспективно. Это пиар и бойца, и заведения.
– Анастасия Янькова рассказывала, как много сообщений ей приходит и от поклонников, и от хейтеров. Продвижение девушки-бойца отличается? Надо ли делать акцент на типичных женских вопросах?
– Мне, как человеку, 11 лет работающему в этой сфере, тема «Девушки в ММА» кажется банальной. Но для массовой аудитории это еще долго будет интересно. Если девушка занимается мужским видом спорта и при этом еще хорошо выглядит, она обязательно заинтересует зрителей. Какого-то особого подхода не могу предложить, потому что девушка в боях – это уже повод для пиара. И чем красивее девушка, тем больше мы найдем поводов написать о ней. А если она еще и результат показывает неплохой – популярность обеспечена.
– В мире смешанных единоборств давно уже крупные турниры и многомиллионные контракты, но до сих пор этот вид не получил в России массового признания, а у бойцов часто не очень хорошая репутация среди обычных, не интересующихся спортом зрителей.
– Потому что о победах молчат, а любое происшествие, в котором замешаны герои, даже отдаленно имеющие отношение к ММА, сразу же становится горячей новостью. Даже у Федора Емельяненко только один бой был показан по Первому каналу, да и то в записи. При этом телевидение с готовностью показывает турниры «экстрасенсов» и дает советы, «как накачать пресс, лежа на диване» (это не шутка, а реальный запрос от одного из федеральных каналов).
Не раз слышала в новостях, что очередной «чемпион мира по кикбоксингу», которым может отказаться даже любитель, выступающий только на первенстве города (журналисты часто не утруждают себя уточнение регалий бойцов), побил кого-то в ночном клубе или был замешан в криминальных делах. В то же время ни один из топовых боев бойцовского шоу «Легенда» не смог, несмотря на все наши усилия, попасть на Первый канал. Потому что неформат, а единоборства не считаются массовым видом спорта. Зато пьяный дебош Александра Емельяненко в кафе в течение трех дней не уходил из вечерних новостей всех федеральных каналов.
Другой пример. В 2007 году в Санкт-Петербурге лига М-1 провела первый и единственный в мире турнир на воде. В акватории Невы у Петропавловской крепости были установлены плавучие понтоны, а на них сверху – ринг, очень сложная съемка. Ни один из петербуржских телеканалов не приехал на пресс-конференцию перед турниром, потому что в это же время проходила, цитирую, «плановая тренировка футбольной команды „Зенит“». Такое вот отношение к единоборствам, до сих пор сохраняется слава какого-то полуподвального развлечения.
Я считаю, что СМИ должны изменить свою позицию и хотя бы иногда разбавлять жуткие новости позитивом. Сейчас же боец не имеет шансов попасть в эфир федерального канала, если только это не криминальная история. При этом, когда я слышу, как «очень известный» спортсмен сломал кому-то челюсть, я понимаю, что даже мне фамилия этой «знаменитости» ни о чем не говорит. Может, это какой-то хитрый заговор, позволяющий пропиарить никому не известные фамилии? Шутка, конечно… Даже в 2006 году было проще работать – многие издания впервые писали о теме боев, а бойцов было не так много.
Беседовал Дмитрий Зайцев