Оптимистичный анализ спортивного наследия чемпионата мира по футболу
Влияние такого масштабного события, как чемпионат мира по футболу, точно оценить почти невозможно. Огромное количество факторов, статей расходов и сложностей с учетом косвенных доходов. Еще в 2015 году признал это и глава оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин, отметивший, что главное – имиджевые результаты. При этом официальный отчет организации, опубликованный в апреле 2018-го, все-таки содержит оптимистичные показатели. Так, эксперты считают, что созданная к ЧМ-2018 инфраструктура может при правильном использовании обеспечить дополнительный прирост ВВП в ₽150–210 млрд ежегодно на протяжении пяти лет.
Разговоры об окупаемости (недостижимой) чемпионата мира по футболу также сложно вести потому, что больше половины всех затрат ушло на транспортную инфраструктуру. Получили свои миллиарды (немного на общем фоне, но все же) здравоохранение, ИТ-системы и так далее. Новые дороги, станции метро, аэропорты и больницы стране были нужны и без ЧМ-2018, и далеко не ото всех этих объектов необходимо требовать возврата инвестиций. С другой стороны, вряд ли реально получить обратно и капитальные вложения в спортивные объекты. Стадионы, которые строились непосредственно к ЧМ-2018, имели разумные сметы (около ₽17 млрд каждый), но и этих денег на них заработать в обозримые сроки невозможно. В данном случае гораздо важнее, чтобы они не превратились в «белых слонов» – обременительные, дорогие в содержании сооружения, не приносящие реальной пользы.
Цена чемпионата
Все расходы самого крупного спортивного события в истории России
Мы оценили финансовые перспективы арен ЧМ-2018. В анализе использовался один из возможных подходов к формированию кэш-флоу – смешанный, подразумевающий, что арены стараются зарабатывать не только на спортивных событиях, но и на проведении иных мероприятий и таким образом снижают свои риски. Были рассмотрены основные денежные потоки. Среди доходов – поступления от ключевого арендатора (футбольного клуба) или проведение матчей (если стадион передан в управление клубу), заработок на других спортивных и неспортивных (концерты, конференции, форумы, выставки, хакатоны и т. п.) событиях, продажа нейминговых прав, платежи арендаторов, прибыль от кейтеринга и так далее. К расходам отнесены затраты на заработную плату сотрудников, обеспечение проведения всех мероприятий, уход за полем, маркетинг, поддержку инфраструктуры, страховые выплаты и прочее. Также отметим, что в представленных расчетах предполагается обнуление налогов на землю и имущество.
7 новых стадионов
построено к чемпионату мира в России – в Волгограде, Екатеринбурге (масштабная реконструкция), Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове, Самаре, Саранске. Все они возведены на средства федерального бюджета – регионы лишь частично оплачивали «проектные и изыскательские работы». Реконструкция «Лужников» и строительство арены на Крестовском острове велось за счет Москвы и Санкт-Петербурга соответственно. «Открытие Арена», которая во время чемпионата мира по требованию ФИФА будет называться стадион «Спартак», – результат частных инвестиций. Кроме того, в программу подготовки к ЧМ-2018 были включены новое поле на «Казань Арене» и пере оборудование и устранение дефектов на стадионе «Фишт» в Сочи – и там, и там работы финансировались вскладчину федеральным и региональными бюджетами.
Для примера, рассмотрим расчет операционной окупаемости «Самара Арены» в первый год функционирования. Согласно разработанной министерством спорта России, но пока не утвержденной правительством концепции наследия чемпионата мира регион планирует передать стадион в управление «Крыльям Советов». Новый сезон команда проведет в Российской футбольной премьер-лиге – это 15 домашних матчей. Условно можно добавить одну игру в Кубке России по футболу. Предполагаемый доход от реализации билетов на эти встречи – до ₽14,5 млн. Активное привлечение других мероприятий может принести еще до Ᵽ6,3 млн. Для всех новых стадионов планируется реализация прав на название. Однако пока в России мало примеров коммерческого нейминга арен, тем более у клубов без больших успехов, так что мы заложили по этой статье минимальный доход – ₽17 млн. Примерно столько же в лучшем случае в первый год смогут принести «Самара Арене» и другие источники (аренда, небольшие мероприятия, рекламные съемки и т. п.). Поддержание стадиона в порядке (текущий ремонт, обновление поля, уход за всеми системами) и коммунальные платежи потребуют минимум ₽50 млн в год, и это еще оптимистичный сценарий. Оплата труда персонала, необходимого для организации всех мероприятий – около ₽23 млн, само проведение матчей и других событий – ₽11,2 млн. В таком случае в первый год после чемпионата мира «Самара Арена» принесет убыток около Ᵽ30 млн. Это не самый плохой результат, так как приведенная методика расчета предполагает планомерный рост прибыли за счет увеличения доходов (например, от роста числа арендаторов) при постоянном размере расходов на техническое обслуживание сооружения. В таком случае при благоприятном развитии событий (в том числе – сохранении клубом места в РФПЛ) к безубыточному функционированию стадион может прийти в 2022 году.
Наш анализ показывает, что в лучшем случае в первые два года работы после чемпионата мира на операционную прибыль могут выйти три стадиона: «Ростов Арена», «Спартак» и «Санкт-Петербург». Их преимущества – наличие популярной команды, расположение городов, уровень жизни, количество населения, существующая заполняемость и востребованность в регионе больших площадок. Наиболее проблемными по этим же показателям являются «Волгоград Арена», «Мордовия Арена» и стадионы в Нижнем Новгороде и Калининграде. Это города с относительно небольшим населением (от 315 тыс. в Саранске до 1,26 млн в Нижнем Новгороде), дешевыми билетами на футбол и низкой посещаемостью матчей.
Важно отметить, что одним из главных элементов, определяющих финансовую жизнеспособность арены, является уровень работы менеджеров. Наши расчеты предполагают эффективную работу управляющих компаний, которые смогут обеспечить максимальную загрузку стадионов. Для этого необходимы долгосрочные партнерские взаимоотношения с максимальным количеством прямых и косвенных стейкхолдеров и грамотное позиционирование спортивного объекта как центра притяжения с разнообразными активностями. Еще один спортивный эффект чемпионата мира оценить в рублях никак нельзя, хотя, возможно, он является самым главным. Атмосфера турнира, игра звезд в родной стране, а также обновление десятков баз, большинство из которых планируется передать детским спортивным школам, должны обязательно привести к росту числа занимающихся футболом. Кто-то из этих мальчишек и девчонок сам в будущем станет звездой, а остальные как минимум увлекутся здоровым образом жизни. Это тоже наследие ЧМ-2018.
Текст: Вера Кочерова
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №2 (34) июнь 2018