Оргкомитет чемпионата мира по футболу «Россия-2018» представил большое исследование влияния турнира – в том числе и на экономику страны
Аналитическая работа подготовлена вместе с международной консалтинговой компанией McKinsey. Эксперты изучили опыт прошлых турниров, нормативные документы и бюджеты, опросы общественного мнения и провели расчеты в соответствии с рекомендациями Национальной статистической службы Великобритании и Канадского альянса спортивного туризма, а также с оценками эффекта от ЧМ-2006 в Германии, Олимпийских игр – 2012 в Лондоне и других крупных спортивных мероприятий. Результаты исследования планируется обновить после проведения чемпионата.
СБК внимательно изучил документ и выделил из него самые любопытные данные. Скачать полную версию документа вы можете по ссылке.
Весь ЧМ – 1% годового ВВП России
Суммарное влияние чемпионата мира на экономику России за 2013–2018 годы оценивается в ₽867 млрд. Это 0,9% от валового внутреннего продукта страны в 2017-м. В первую очередь это влияние обусловлено инвестициями в инфраструктуру и операционные расходы на проведение турнира. 14% общего эффекта должен обеспечить туризм.
Эти показатели сопоставимы с экономическим эффектом в других странах – организаторах чемпионата мира. Авторы исследование отмечают, что больший прирост ВВП в ЮАР обусловлен низким абсолютным значением валового внутреннего продукта страны. А высокая доля туризма в Германии объясняется удобным для гостей из других стран Европы расположением.
Большинство инвестиций во время подготовки к чемпионату мира направлены на транспортную, коммунальную и социальную инфраструктуру, которая будет использована в дальнейшем. По экспертной оценке, создание этой инфраструктуры может обеспечить в будущем дополнительный прирост ВВП в ₽150–210 млрд ежегодно на протяжении пяти лет. Причины – рост туризма и развитие территорий, в основном прилегающих к стадионам. Но, как отмечается в исследовании, «данный уровень долгосрочного эффекта не является безусловным – он будет достигнут только в том случае, если удастся реализовать комплекс мероприятий по дальнейшему развитию преимуществ, полученных в ходе подготовки и проведения чемпионата».
«Подход, при котором оценивается не только приток туристов, но и эффект от инвестиций, отчасти кажется сомнительным. Непонятна альтернативная стоимость потраченных денег. Возможно, их можно было бы потратить эффективнее»
Станислав Мурашов, макроаналитик «Райффайзенбанка» (источник: РБК)
570 тыс. щедрых туристов
Исходя их графика и структуры продаж билетов, предполагается, что на ЧМ-2018 в Россию приедет около 570 тыс. иностранных болельщиков, каждый их которых сходит в среднем на 2,5 матча. И еще 60 тыс. туристов посетят нашу страну за компанию, не имея билетов на футбол. А значит, поток иностранцев в Россию в эти дни окажется вдвое выше обычного. Но еще важнее, что эти люди и тратить будут больше, ведь они приедут в среднем на 12 дней, что в 2,5 раза выше нормы.
Кроме того, скажется на ВВП и рост цен на транспорт и проживание, который коснется и тех приезжих, кто сам никак не связан с чемпионатом мира по футболу.
Получит развитие и внутренний туризм, ведь, по расчетам, из 700 тыс. российских болельщиков 42% будут прибывать на матчи из других регионов страны.
Опыт предыдущих чемпионатов мира показывает, что поток иностранных туристов в течение пяти лет после соревнований возрастает в среднем на 14% в год. Внутренний туризм тоже растет, хотя не так быстро (около 10% в год). В этом вопросе, правда, невозможно отделить эффект ЧМ от других причин, но по косвенным данным (например, по показателям соседних регионов или стран) видно, что серьезное влияние оказывают именно спортивные события.
«Исторический вклад (2013–2017 годы) подсчитан корректно – это объем расходов, который напрямую, как и другие капитальные вложения и госрасходы, входит в ВВП. Оценка вклада иностранных болельщиков в ВВП в 2018 году тоже похожа на обоснованную. А вот последующий доход от туризма представляется завышенным, даже учитывая рост узнаваемости страны после чемпионата мира, а также новые гостиницы»
Сергей Дробышевский, директор по научной работе Института Гайдара (источник: РБК)
Россияне заработали ₽414 млрд
Количество рабочих мест «созданных и поддержанных в период подготовки и проведения ЧМ-2018» в исследовании оценено в 220 тыс. в год. Указано, что это привело к росту трудовых доходов населения на ₽414 млрд и росту налоговых доходов бюджета на ₽150 млрд. А выручка предприятий малого и среднего предпринимательства увеличилась на ₽736 млрд. В первую очередь заработали, конечно, компании строительной и туристической отраслей.
Здесь также ожидается и долгосрочное влияние чемпионата мира. Например, он обеспечит ежегодную занятость 160 –240 тыс. человек, преимущественно в строительной и туристической отраслях. В федеральный и региональные бюджеты будет ежегодно поступать дополнительно ₽26–38 млрд, а прирост выручки малого и среднего предпринимательства составит ₽130–190 млрд.
Непосредственное участие в подготовке и проведении ЧМ-2018 примут около 210 тыс. человек, считая 35 тыс. волонтеров. Все они получат новые навыки и опыт.
«Предполагается, что мы строим инфраструктуру, на которой будем поднимать турпотоки, в преддверии Олимпиады-2014 высказывались примерно такие же соображения. Но, судя по платежному балансу, экспорт услуг в 2013 году составлял $70 млрд, из них транспортные услуги и поездки – то есть туризм – составили $33 млрд, а в 2017 году было соответственно $58 млрд и $29 млрд. Это говорит о том, что, если общая экономическая политика не направлена на дальнейшее открытие экономики, воспользоваться новой инфраструктурой не получается. Поэтому не факт, что ЧМ-2018 даст значительный мультипликативный эффект»
Наталия Орлова, главный экономист «Альфа-банка» (источник: «Ведомости»)
На что потрачены ₽684 млрд
Суммарные затраты на подготовку и проведение ЧМ-2018 авторы исследования оценили в ₽683 млрд. Она получена путем сложения целевых программ (федеральная – ₽685 млрд, региональные – ₽292 млрд), комплекса мер по охране окружающей среды (₽159 млрд), бюджетов АНО «Оргкомитет „Россия-2018“», АНО «Оргкомитет-2018» и АНО «Транспортная дирекция-2018» (₽44 млрд) и транспортной подпрограммы Калининградской области (₽30 млрд) и прочих расходов (₽18 млрд) за вычетом дублирующихся статей и затрат на проекты, запланированные еще до получения Россией права на проведение чемпионата мира (например, реконструкция некоторых аэропортов, строительство стадионов «Санкт-Петербург», «Открытие Арена» и «ВЭБ Арена» и т.п.).
Главными статями расходов стали, естественно, спортивная (стадионы и 95 тренировочных баз) и транспортная инфраструктура.
«Что касается социального аспекта, то это улучшение транспортной инфраструктуры, улучшение городов, приведение в порядок больниц. Второе направление – развитие спорта и его популяризация. После того как мы получили право на проведение чемпионата мира, был огромный приток в спортивные секции. Того же ждём после чемпионата мира»
Алексей Сорокин, генеральный директор оргкомитета «Россия-2018» (источник: «Чемпионат»)