Владелец школы серфинга Windy Sun Сергей Рубцов рассказал СБК, как поменял московский офис на ненормированный рабочий день на пляже
– Сергей, с чего началась ваша любовь к серфингу?
– В 2009 году я просто купил билеты на Бали, не имея никаких планов. Организаторы серф-лагеря предложили остановиться у них на вилле и дали скидку на обучение. С первого же занятия мне очень понравилось, и, когда отпуск подошел к концу, я решил, что обязательно вернусь. Серфинг меня затягивал, я приезжал на Бали все чаще, тренировался с опытными спортсменами, читал много специализированной литературы, смотрел видео и интересовался всем, что связано с серфингом. В результате накопилось столько знаний, что захотелось поделиться любовью к этому виду спорта со своими друзьями. Они прилетели, у меня получилось их научить, ребята остались довольны.
После этого я пошел на курсы австралийской академии серф-инструкторов, стал сертифицированным специалистом и начал обучать людей. Одновременно работал в офисе в Москве, где холодно, нет солнца и океана. Думал только о том, как бы поскорее вернуться на Бали. Тогда же родилась мысль об открытии школы серфинга. Постепенно разработал бизнес-план, познакомился с единомышленниками. А потом позвонила подруга: «Серега, в новозеландской группе на фейсбуке появилось объявление о продаже школы серфинга на Бали. Что думаешь?» Минут через 10 я решил, что это отличный шанс реализовать задумку. И в 2014 году мы с моим тогдашним партнером Еленой Шевчук, чемпионкой России по серфингу, купили эту школу. Это был работающий бизнес, организация с именем, так что мы даже название не стали менять.
– Какими стали первые шаги?
– Провели аудит клиентской базы, сохранили людей, на которых держалась школа. Начали работать над популяризацией и внедрением новых методик обучения. Хотели сделать его максимально простым и эффективным. Понятно, что серфингу можно учиться всю жизнь, но обычно люди приезжают на 10–14 дней. В этот срок надо поделиться своими знаниями так, чтобы у человека получилось и он остался доволен. Наша задача – передать любовь к серфингу.
– У школы до сих пор два владельца?
– Сейчас я единственный собственник.
Бюрократия по-индонезийски
Регистрация компании на Бали – непростая процедура. Она может занимать до двух лет. В Индонезии есть три типа юридических лиц: CV (Commanditaire Vennootschap) – подобие ИП; PT (Perseroan Terbatas) – ООО; PMA (Penanaman Modal Asing) – ООО с привлечением иностранного капитала. Во всех случаях компания должна быть зарегистрирована на местного жителя. В CV и PT иностранец может стать только спонсором и наемным работником, в PMA – учредителем и совладельцем. От формы собственности зависит количество доступных компании рабочих виз для иностранцев. При этом некоторые должности, например, секретаря на ресепшене, могут занимать только местные. Оформление рабочей визы занимает около четырех месяцев.
– Насколько нужно быть состоятельным, чтобы начать такой бизнес?
– У меня имелся небольшой опыт в Москве: интернет-магазин одежды, компания по установке видеонаблюдения… Но без особого успеха. Серф-школа – это бизнес номер три, первый осознанный выбор. Пришлось взять кредит, но я быстро его вернул. Все окупилось за год с небольшим.
– Сколько человек работает в школе?
– Компания должна быть индонезийская, соответственно, большая часть персонала – граждане Индонезии. Тренируют русскоговорящие ребята и индонезийцы. При приеме на работу мы дополнительно обучаем их нашей методике, чтобы все работали в единой концепции и ученики могли без проблем переходить от одного специалиста к другому. Всего у нас 9 инструкторов, а общий штат – 17 человек. Школа работает с 8 до 19. Уроки сильно зависят от приливов и отливов. Одно занятие длится 2–2,5 часа плюс подготовка до и разбор после. То есть всего 3–4 урока за день. Часто начинаем с 5:30 утра и занимаемся до заката. При определенных условиях можно кататься и ночью, но это сложно для начинающих.
– Налоги на Бали ниже, чем в Москве?
– Примерно такие же.
– А зарплаты?
– Минимальный размер оплаты труда в Индонезии немного выше, чем в России, – в районе $230. Все оформлены официально, по трудовым договорам. Чтобы удержать на работе экспата, ему необходимо предлагать больше.
Серфингу можно учиться всю жизнь, но наша задача – за 10–14 дней передать любовь к этому виду спорта
– Как оформлена клиентская база?
– За все время работы школы с 2009 года ее учениками стали более 15 тыс. человек. На момент приобретения их было 5–6 тыс. Сначала базу вели в Excel, это сложно. Сейчас у нас автоматизированная CRM-система.
– Чем занимаетесь лично вы?
– Контролирую все стороны бизнеса. Я в курсе любой мелочи. Это занимает больше времени, чем обычный рабочий день, – с 5 утра до 12 ночи. Нужно еще успевать думать о стратегическом развитии, заниматься продвижением и маркетингом.
– Как вы рекламируетесь?
– Используем все доступные инструменты продвижения. От качественного сервиса в школе, чтобы ученик рекомендовал нас своим друзьями, до онлайн-маркетинга в социальных сетях. Больше работает интернет-реклама, потому что задача школы – популяризация серфинга. Стараемся давать людям качественный контент, красивые картинки, приятные истории. На аутсорсе работает группа маркетологов.
– Сколько денег тратите на продвижение?
– Около 10% расходов. Еще 25% – зарплатный фонд. Больше всего уходит на операционную деятельность: аренду помещения, оборудование, а его нужно иметь с запасом и часто обновлять.
– Как работают источники привлечения людей?
– Интернет дает около 60% лидов. Остальные делятся на офлайнрекламу (брошюры, стенды), мероприятия и сарафанное радио.
Развитие серфинга в мире и Индонезии
По прогнозам, к 2022 году рынок серфинга может вырасти до $9,5 млрд благодаря интересу к этому виду спорта и тренду на здоровый образ жизни. Журнал The Economist посчитал, что во всем мире серфинг активизирует экономическую деятельность на сумму около $50 млрд в год. Около $20 млн из них – на самых популярных курортах. Развитие новых точек способно привести к росту экономики в этом регионе на 3% в течение следующих пяти лет, особенно если речь идет о развивающихся странах.
Самые крупные игроки – США и Австралия. С 1992-го по 2013 год пятью самыми быстрорастущими рынками стали Коста-Рика, Перу, Малайзия, Вьетнам и Новая Зеландия. На Бали и соседнем острове Нуса Лембонган около 33 мест для серфинга. Туризм – второй по величине сектор экономики Индонезии, он приносит 3–4% ВВП ($4,5 млрд).
– Недавно вы открыли отель на 12 номеров. Это плановое развитие?
– Спрос на наши услуги рос, люди постоянно спрашивали, где можно остановиться. Три года назад мы начали сотрудничать с одним из отелей. Затем стали думать, как построить свою гостиницу. Сейчас она полностью занята. Вообще в мире есть три вида обучения серфингу. Первый – непосредственно школа. Жилье ученики находят сами и приходят на уроки. Второй – серф-кэмп при отеле. Это, наверное, один из самых востребованных и выгодных вариантов для людей, потому что в стоимость проживания уже входят ежедневные занятия серфингом. И третий – это серф-лагерь. Программа, купив которую человек может не думать об организации своего отдыха. Обычно в серф-лагерях обучению отводится от 25% до 50% времени.
– Где вы покупаете оборудование?
– У нас два производителя досок. Один делает ученические мягкие модели, другой – жесткие. Это индонезийские компании, ручное производство. Стараемся, чтобы ученики занимались с качественным инвентарем. Иначе человек может разочароваться.
Серфинг – это не спорт ленивых, расслабленных ребят с выгоревшими волосами, а занятие максимально сконцентрированных людей
– Кто ваши конкуренты?
– Здесь, на Бали, нельзя сказать, что мы конкуренты. Мы, скорее, коллеги, так как заняты одним делом – популяризируем серфинг, несем его в массы, воспитываем молодежь и стараемся делать обучение максимально простым, понятным и комфортным. Рядом есть две серьезные англоязычные школы. Rip Curl, самая старая на Бали, и Odysseys. На них можно равняться.
Лицензированных школ, аккредитованных одной из международных компаний по обучению (их всего две – Австралийская академия серф-инструкторов (ASI) и Международная ассоциация серфинга (ISA)), на самом деле не более десяти. Встретить людей, готовых учить серфингу, легко. Но являются ли они профессионалами? Может показаться, что серфинг – это спорт ленивых, расслабленных ребят с выгоревшими волосами, но в реальности человек должен быть максимально сконцентрирован.
– Какие основные советы дадите человеку, желающему открыть бизнес на Бали?
– Первое – необходимо ответить себе на вопрос «Зачем?» Второе – поставить долгосрочную цель на 10–15 лет. Третье – изучить местное законодательство. Четвертое – найти профессиональную команду, которая будет полностью разделять твои взгляды. И пятое – делать все для достижения результата.
Беседовала Александра Савраева
Бюджет серф-школы
Сергей Жуковский, директор по развитию Федерации серфинга России
Основные расходы серф-школы – оборудование, аренда или покупка помещений, продвижение и зарплаты персонала. Стоимость хороших досок – ₽40–80 тыс. Школа должна иметь специальные длинные мягкие доски для обучения минимум 10–15 штук. В холодных странах нужны еще гидрокостюмы (по ₽12–15 тыс. за штуку). Продвижение в Интернете, SMM в зависимости от каналов и задач пиарщика может стоить ₽15–50 тыс. В средней школе работает от 5 до 10 инструкторов с зарплатой $500–900 в месяц.
Если школа предоставляет проживание, ей понадобится купить или арендовать отель. Стоимость недвижимости на Бали напрямую зависит от расположения и обычно колеблется между $100 тыс. и $1,5 млн. Содержание большой виллы в 400–500 м² обойдется $6–10 тыс. в год. На Бали дорогие электричество и горячая вода. Усредненные цены на недвижимость таковы: одна сотка стоит около $10 тыс., а 1 м² жилой площади – $700–1000.
За год через популярную школу проходит 1,5–2 тыс. учеников. Выручка с одного ученика – $200–400 за 10 дней. Итого $300–800 тыс. в год. Кэмп без помещения выгодней, потому что достаточно придумать историю и заняться рекламой и пиаром. Доход приносят спортсмены, заранее выплачивающие стоимость обучения. Все расходы – продвижение и тренер. Обычно кэмп организуется для групп от 10 до 20 человек. В одном лагере работает 1–2 тренера. Некоторые школы привлекают знаменитых или харизматичных тренеров, которые становятся одним из основных каналов привлечения учеников.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №1 (33) март–апрель 2018