В соответствии с законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (№ 329-ФЗ от 04.12.2007) на федеральном уровне формируется Всероссийский реестр объектов спорта. Для включения в него, кроме обычных процедур, необходимо пройти добровольную сертификацию, которая выявляет соответствие спортивного объекта требованиям безопасности. Логика закона абсолютно понятна. Нужно помнить, что спортивное сооружение, тем более во время проведения массовых мероприятий, – это объект повышенной травмоопасности.
Согласно результатам различных исследований каждый год около 40 тысяч граждан получают травмы на спортивных объектах. До 25% всех травм происходит по причине недостатков в материально-техническом обеспечении, до 8% вследствие неблагоприятных санитарно-гигиенических условий. Существовавшие до недавних пор отдельные стандарты, отсутствие конкретизации требований безопасности к различным типам спортивных сооружений не могли полностью обеспечить необходимый уровень гарантий безопасности. Принимая во внимание стратегию развития физической культуры и спорта и международный опыт, показывающий, что развитая система стандартов напрямую влияет на снижение уровня спортивного травматизма, увеличение доли занимающихся физической культурой и спортом, была принята «Концепция развития стандартизации спортивной отрасли», в основу которой легла актуализация российской нормативной базы в области спорта и ее гармонизация с международными стандартами.
Для решения этой непростой задачи объединили свои усилия федеральные власти и представители спортивной индустрии. Результатом многолетней работы стал национальный стандарт ГОСТ Р 55529-2013 (далее Стандарт) «Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний», введенный в действие 1 января 2014 года.
Новые правила игры
Непосредственным разработчиком Стандарта является испытательная лаборатория ООО «Центральная научно-исследовательская лаборатория в области физической культуры и спорта», входящая в систему добровольной сертификации «Спорт-стандарт». Утвердил Стандарт технический комитет по стандартизации ТК 444 «Спортивные и туристские изделия, оборудование, инвентарь, физкультурные и спортивные услуги», который объединяет заинтересованные предприятия и организации с целью проведения работ по национальной, региональной и международной стандартизации в области спортивного оборудования, инвентаря, физкультурных и спортивных услуг. В состав технического комитета входят организации, действующие в области производства, поставки, эксплуатации спортивного оборудования и инвентаря, а также физкультурно-спортивные предприятия, оказывающие физкультурные и спортивные услуги гражданам, ООО «ЦНИЛвОФКиС» также является членом ТК 444.
«Мы можем с гордостью сказать, что национальный стандарт был разработан при непосредственном участии экспертов испытательной лаборатории, которая входит в нашу систему – Систему добровольной сертификации «Спорт-стандарт», – поделился генеральный директор АНО «ЦСРФКиС» Владимир Егоров.
Разработанный Стандарт используется для оценки целого перечня сооружений, на которых организуются и проводят физкультурные и спортивные мероприятия:
- спортивных площадок, плоскостных спортивных сооружений, включая открытые спортивные сооружения для занятий различными видами спорта и активного отдыха;
- спортивных залов, спортивных центров, физкультурно-оздоровительных комплексов, многофункциональных арен, включая крытые залы и арены;
- крытых плавательных бассейнов, включая бассейны для обучения плаванию, оздоровительного плавания, проведения учебно-тренировочных занятий;
- спортивных комплексов с искусственным льдом;
- специализированных спортивных сооружений, включая сооружения для велоспорта, мотоциклетного спорта, парусного спорта, гребли, стрельбы, конного спорта, гольфа; сооружения для нетрадиционных видов спорта, для пляжных видов спорта, для скейтбординга и скалолазания.
Важно, что Стандарт устанавливает для каждого типа спортивного сооружения основные подходы к проведе-нию оценки соответствия требованиям безопасности. Например, программа для лыжно-спортивного комплекса включает в себя измерение перепадов высот, углов наклона, минимальной ширины трассы, оценку путей и времени эвакуации с трибун. Другая подобная программа для спортивных залов – проверку соответствия характеристик спортивного покрытия и спортивного оборудования зала (поглощение удара, вертикальная деформация, фрикционные свойства поверхности покрытия, отскок мяча). При этом процедуры измерений, допустимые значения указанных нормативных критериев и требования к испытательному оборудованию, средствам и методам измерений также подробно регламентируются Стандартом.
Программа оценки всегда содержит обязательное проведение визуального и инструментального контроля объектов спорта, то есть проведение полевых испытаний и инспекционного обследования, осуществляемых только испытательной лабораторией, аккредитованной в установленном порядке. Аккредитация лабораторий или официальное признание их компетентности – это удобное средство выбора заказчиками надежных испытательных и измерительных услуг. Выгода здесь очевидна: снижение рисков, доверие к данным, отсутствие избыточных проверок и, как следствие, снижение затрат.
Теперь сертификацию объектов спорта смогут осуществлять только квалифицированные специалисты-эксперты и работники испытательных лабораторий, обладающих соответствующим оборудованием и аккредитацией. А возможности «фиктивных» проверок исключаются!
Планы на будущее
Поправки к Федеральному закону, получившие в народе название «Закон о болельщиках», диктуют новые требования как к собственникам спортивных сооружений, так и к организаторам спортивных мероприятий. Теперь за проведение официальных мероприятий на объектах спорта, не внесенных во Всероссийский реестр, предполагается административная ответственность организаторов таких мероприятий и/или собственников сооружений. И если до этого момента основной санкцией был отказ в финансировании проводимых соревнований, то теперь за подобное нарушение придется раскошелиться от 50 до 500 тыс. рублей в зависимости от юридического статуса. Кроме того, может быть приостановлена деятельность сроком до 90 суток (№ 192-ФЗ от 23.07.2013 Статья 20.32).
Вступившие в силу 20 января 2014 года изменения введены с одной целью – обеспечить безопасность на спортивных объектах. Для этих же целей был введен и Стандарт, вобравший в себя большой международный опыт в вопросах оценки соответствия объектов спорта требованиям безопасности и адаптированный под российскую нормативно-правовую базу.
Но это только начало пути. Принимая во внимание, что доля современных нормативных документов в национальной системе стандартизации крайне мала, для повышения качества спортивных услуг и обеспечения безопасности потребителей «Концепцией развития стандартизации спортивной отрасли до 2015 года» предусмотрена разработка и утверждение еще 50 национальных стандартов в области спорта.
Источник: журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" №13 Февраль/Март 2014