Верхи могут — низы хотят
Только влюбленные в футбол люди могут встать в субботу с утра пораньше, чтобы за свой счет с друзьями погонять мяч. И таких немало. То, что когда-то называлось дворовым футболом, давно вышло на новый уровень, перерастая кое-где в неплохо развитую систему. Мощные любительские лиги давно и успешно функционируют в крупных российских городах. Этих футболистов не нужно организовывать сверху — они сами себе организаторы. А наверху тем временем могут радоваться увеличению массовости и плюсовать любителей в официальные отчеты, не в обиду региональным федерациям будет сказано, чаще всего ничего для этого не предпринимая.
Самой большой проблемой для любителей остается поиск площадки. «В Москве проблем с выбором поля нет, но все равно приходится искать свободное время, — констатирует Евгений Морозов. — В Самаре выбор футбольных полей ограничен, и даже те, какие имеются, в лучшем случае снабжены раздевалками и душем. В нашем же комплексе мы планируем сделать максимально комфортные условия для наших клиентов, в том числе душевые, сауну, кафе, зону отдыха и детскую площадку».
Выпускник школы «Крыльев Советов», Евгений Морозов получил юридическое образование и свою карьеру посвятил футболу. Работал в Российском футбольном союзе, в клубах — «Москве» и «Анжи», а с недавних пор вошел в состав агентства D-Sports, параллельно продолжая на общественных началах работать в нескольких комитетах РФС. «Парк футбола» в Самаре — его любимое детище. Всего за год буквально из ничего возник компактный, уютный и удобный стадиончик, уже успевший завоевать популярность у горожан и признание у областной федерации. Евгений Морозов работает в Москве, но в родной Самаре строит «Парк футбола» – один из редких даже для богатой России частных стадионных проектов. Опыт показывает: такими людьми не движет жажда наживы. Они просто любят футбол и готовы приносить ему жертвы.
Найти и поиграть
Россию, как известно, пытаются сделать страной здорового образа жизни, отучить от табака и алкоголя, приобщить к занятиям спортом и довести число тех, кто им занимается более или менее регулярно, до 30 процентов в течение буквально полутора лет. Сейчас, по официальным данным, таких «всего» 22 процента. Опросы общественного мнения дают другие, значительно более высокие цифры, но чаще всего речь идет о том, чтобы один-два раза в месяц выйти к условному турнику или посетить фитнес-зал.
Футбол требует более регулярного внимания. Но даже в РФС не располагают хоть сколько-нибудь близкими к реальности данными о количестве игроков. Достоверно известно лишь примерно о полумиллионе детей и взрослых, занятых футболом постоянно и занесенных в информационную систему. В действительности могут быть правдой и оценочные полтора миллиона, и даже нереальные, на первые взгляд, пять миллионов, о которых еще несколько лет назад в бытность президентом РФС говорил Виталий Мутко.
Любители не нуждаются ни в бюрократии, ни в точном учете. Сами ищут себе место для игры, сами решают, как часто играть и сколько времени могут себе позволить потратить на игру. В помощь им работают несколько интернет-ресурсов, позволяющих подобрать площадку, сравнить цены на аренду и оценить условия, таких как «Карта спорта», «Спортаренда», «Забивай» и другие. По сути, это аналоги популярного в Великобритании сайта Pitchfinder. При этом некоторые порталы позволяют найти не только площадку, но и партнеров для игры, в том числе восполнить кадровые потери в уже сложившихся командах.
Цена вопроса относительно невысока. Стоимость аренды полноразмерного поля в Москве, например, колеблется от четырех до десяти и более тысяч рублей в час и зависит от дня недели и времени суток. Дешевле всего поиграть утром в будни. Но редко кому удается собрать компанию для футбола 11 на 11, и потому спрос на уменьшенные площадки гораздо выше. Можно снять и половину поля, и даже четверть. Пропорционально уменьшается и стоимость удовольствия повозиться с мячом.
В Санкт-Петербурге цены примерно те же, но возможности, как ни странно, шире, в том числе совершенно бесплатные. По программе «Мой первый школьный стадион», учрежденной еще на заре губернаторства Валентины Матвиенко, город за восемь лет получил более 400 общедоступных площадок, оборудованных искусственными полями второго поколения. В большинстве случаев вокруг такого поля (его размер, как правило, 20 на 40 метров) устроены беговые дорожки, оборудованы площадки для баскетбола и волейбола, установлены тренажеры и даже небольшие крытые трибуны. Все это отнюдь не простаивает, и нередко желающим поиграть в футбол по вечерам приходится становиться в очередь. Увы, здесь нет ни раздевалок, ни душа, ни туалетов. Но зато не придется ничего потратить.
Новое не вместо старого
Подобные программы действуют во многих российских регионах. Псков, Владивосток, Воронеж, Челябинск — лишь некоторые из примеров. И все же не секрет, что по обеспеченности площадками Россия далеко отстает от развитых футбольных стран. Одно полноразмерное поле приходится почти на 10 тыс. человек — в три раза меньше, чем в среднем в Европе. И даже масштабные программы строительства, такие как «Хет-трик» от УЕФА и «Подарим детям стадион», не в состоянии кардинально поменять ситуацию. Как правило, искусственными «коврами» просто заменяют земляные и травяные поля или устаревшие искусственные покрытия, часто на территории спортивных школ и футбольных академий, куда доступ простым смертным, как правило, закрыт.
Исключений, когда что-то строится на пустом месте, немного. Одно из самых, пожалуй, масштабных — питерская «Нова Арена», открытая три года назад на севере Санкт-Петербурга. Стадион с полноразмерным полем с подогревом и освещением, укрытый козырьком-трибуной на 700 мест, с раздевалками и рестораном на территории Муринского парка обошелся бизнесмену Олегу Баринову в 200 миллионов рублей. Здесь с удовольствием покупают время любительские команды, проводятся официальные матчи городских турниров, включая финалы детских и юношеских Кубков Санкт-Петербурга, и даже некоторые матчи второго дивизиона. И все равно задачу получения сверхприбылей никто не ставит, как полушутя, полувсерьез сказал после открытия арены ее владелец, главное, чтобы окупались расходы на электричество и другие коммунальные услуги.
На этом месте никогда не было никакого стадиона. Причем «Нова Арена» — это не только большой футбол. Здесь оборудовали «коробку» для индор-футбола (или, как его еще называют, шоубола), построили один из лучших в стране пляжный стадион с трибунами на 2 тыс. мест, завершается строительство универсального спортивного зала, рассчитанного на 1,2 тыс. зрителей, и 25-метрового бассейна. В общей сложности Олегу Баринову и его партнерам пришлось вложить в свою мечту более полумиллиарда рублей.
Самарские старания
Проект Евгения Морозова значительно скромнее по масштабам, но оттого не менее примечателен. Нужна большая смелость, чтобы вложить собственные средства в проект, который ни при каких обстоятельствах не может быть рассчитан на получение большой прибыли. Поэтому решение о строительстве «Парка футбола» Морозовы принимали на семейном совете.
Стадион не был бы построен, не окажись несколькими годами ранее в собственности семьи участок на улице Академика Павлова. Долгое время не могли решить, что именно организовать на этом пустыре, и выбор, в конце концов, был сделан в пользу спорта. Стоит отметить, что получить площадку под стадион, особенно в крупных городах, — задача, близкая к невыполнимой. «В Самаре многие пытались добиться от администрации выделения участков под спортивные площадки, но получали отказ», — констатирует Евгений.
Работы начались в октябре 2012 года и менее чем за год были в основном завершены. Помогали многие: родственники, близкие товарищи и друзья. Казалось, при планировании было учтено практически все, однако по ходу строительства те или иные нюансы все же возникали. Впрочем, на реализации планов они практически не отразились — все шло по графику. Лишь строительство трибуны на 100 мест пришлось отложить до весны 2014-го. Тогда же будет оборудована и детская площадка.
На начальном этапе в первую очередь были проведены работы по благоустройству, подготовлено основание футбольного поля размером 21 на 41 метр. Весной 2013 года стройка возобновилась, было уложено искусственное покрытие третьего поколения с длиной ворса 40 миллиметров, и началась подготовка территории под раздевалки и кафе. В общей сложности на данный момент в проект вложены два с половиной миллиона рублей, из них полтора потратили на строительство поля, устройство ограждения и освещения.
На компактном стадиончике, расположенном напротив популярного в Самаре Загородного парка, оборудованы две раздевалки, четыре душевые, санузел и большая сауна. Все это уже давно и успешно функционирует. Местные любители футбола по достоинству оценили новинку. Минувшим летом площадка была загружена по шесть–восемь часов в день. Осенью — немного меньше, но в «Парке» работают над привлечением публики. Организуют праздники со спортивным уклоном, детские группы для занятий футболом. Поле не будет простаивать и зимой: «У нас есть необходимая для этого техника, есть руки, и главное — есть желание работать».
Без прибыли и без убытков
Когда вкладываешь во что-то собственные средства, расходы считаешь особенно тщательно. И не стоит удивляться, насколько недорого обошлась Евгению Морозову и его соратникам реализация своей идеи. Особенно если сравнивать его проект с аналогичными по размерам государственными. Например, в Воронеже на устройство 19 школьных спортплощадок выделено 144 миллиона рублей — более семи с половиной миллионов на один объект. С другой стороны, несколько лет назад «Славнефть» полностью реконструировала футбольно-легкоатлетическое ядро своего спорткомплекса «Атлант» — с укладкой газона, заменой освещения и покрытия беговых дорожек, оснащением трибун креслами на 2 тыс. зрителей, уложившись в 72 миллиона.
«Для нас при выборе поставщиков, безусловно, определяющей является цена, — говорит Евгений Морозов. — У различных компаний товары бывают практически идентичными по качеству и свойствам, но их стоимость при этом нередко очень существенно отличается».
По словам Евгения, чтобы получать от проектов, подобных его собственному, ощутимую прибыль, нужно построить пять-шесть таких полей. Но и при нынешних масштабах убыточными они быть не должны.
Как и в любом деле, важно подобрать команду единомышленников. В этом плане, считает Морозов, ему повезло: «Со мной работает Александр Волков, с которым мы когда‑то вместе играли в футбол в ДЮСШ № 9 «Локомотив». И хотя он еще молод, но показывает свою способность и стремление к работе в знакомой для него сфере — футболе. Также в нашей команде мой близкий друг Сергей Маслеев. У него большой опыт управления персоналом, распределения функций между работниками и налаживания коммуникаций внутри коллектива. Надеюсь, наша команда будет расширяться, а Сергей с Александром помогут мне в решении важных задач».
Евгений Морозов уверен, что, если бы начинал это дело снова, все сделал бы точно так же. «Мы правильно все спланировали, — считает он, — и сумели выполнить все задуманное с наименьшими финансовыми затратами. И если кто‑то захочет построить что‑то подобное, могу посоветовать не стесняться и обращаться за помощью к тем, кто этот путь уже прошел».