Этот проект реализуется с 2019 года. Его основная цель – увеличить количество граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом. Для этого предполагается создавать соответствующие условия всем группам и категориям населения, реконструировать и строить спортивные объекты и улучшать условия подготовки спортивного резерва.
Общий объем средств федерального бюджета, направленных на финансирование мероприятий проекта «Спорт – норма жизни» за весь период его реализации (по 1 июня 2024 года), составил ₽141,4 млрд. Из них израсходовано 87% (₽123,4 млрд). Счетная палата оценила эффективность этих расходов как недостаточную.
У Счетной палаты нашлись претензии к большинству направлений работы федерального проекта. Недостаточной названа эффективность проведения физкультурных и спортивных мероприятий, пропаганда занятий массовым спортом, повышение квалификации кадров, обнаружены несовершенства в подсчете доли граждан России, систематически занимающихся физической культурой и спортом, эффективность мероприятий по созданию и оснащению спортивной инфраструктуры оценена как низкая. В целом, утверждает аудитор, «вклад мероприятий федерального проекта в достижение его показателей не являлся основным».
Главный показатель
У федерального проекта «Спорт – норма жизни» два основных целевых показателя – «Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом» и «Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности». Первый из них также указан в национальном проекте «Демография» и упомянут в президентском указе «О национальных целях развития России до 2030 года».
Согласно этим документам, через пять лет 70% россиян должны систематически (то есть не менее 8 раз в месяц и 90 минут в неделю) заниматься физической культурой и спортом.Министерство спорта России регулярно докладывает о росте доли граждан России, занимающихся спортом. По итогам 2023 года этот показатель, по данным ведомства, составил 56,8%, что на 3,86 п.п. выше, чем годом ранее. А министр спорта Михаил Дегтярёв на форуме «России – спортивная держава» в октябре 2024-го заявил о приближении к значению в 60%.
Однако Счетная палата поставила под сомнение корректность подсчетов. Вот ее замечания:
- После 2019 года из показателя были исключены граждане, имеющие противопоказания и ограничения для занятий физической культурой и спортом. Это, при одинаковых исходных данных, дает результат, отличающийся на 10%.
- Для подсчета результатов используются данные из единственного источника – годовой формы федерального статистического наблюдения № 1-ФК, информация в которую поступает от юридических лиц, выполняющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу. При этом указания по заполнению формы не содержат критериев «систематичности» (по числу посещений и продолжительности занятий). Таким образом, в статистику могут попасть граждане, лишь эпизодически посещающие занятия физкультурой.
- Не предусмотрено мер для исключения двойного учета лиц, зарегистрированных в нескольких секциях или спортивных организациях.
Также в Счетной палате проанализировали динамику роста показателя. В частности, «выявлен необычный характер темпов роста числа занимающихся для отдельных групп граждан». Прогрессу не помешала даже пандемия короновируса, а прирост граждан старшего возраста, занимающихся спортом, во время и после ковида продемонстрировал «рекордные» значения.
Кроме того, статистика Минспорта противоречит данным социологических опросов, наблюдений и обследований. Например, по гражданам старше 15 лет расхождение с подсчетами Росстата – в 2,4–3,5 раза, а по детям альтернативные источники дают значения в 2–2,5 раза ниже. АНО «Национальные приоритеты» по итогам изучения общественного мнения и оценки гражданами результатов федеральной программы «Спорт – норма жизни» установило, что доля населения, регулярно занимающегося спортом, равна 30% и остается стабильной с 2020-го по 2023 год.Особо отмечается, что в декабре 2020 года Счетная палата уже давала правительству России рекомендацию об уточнении данных об этом показателе, но она осталась не выполнена.
Объекты
82,7% бюджетных средств в рамках реализации проекта «Спорт – норма жизни» направлены на создание объектов спорта и оснащение их оборудованием. План по строительству выполнен почти полностью – в 2019–2023 годах создано 3013 спортивных объектов из 3018 (99,8%). Однако при создании объектов капитального строительства в 20,5% случаев (104 из 507) не соблюдались сроки ввода в эксплуатацию. Причины: коронавирусные ограничения, неисполнение подрядными организациями принятых обязательств в рамках государственных контрактов, необходимость корректировки проектной документации.
Есть у Счетной палаты вопросы по определению мест строительства. Ведомство отмечает, что большинство новых объектов появились в регионах, которые и так имели уровень обеспеченности спортсооружениями выше среднего по стране. В итоге, разница между субъектами только растет.
Также федеральная программа не учитывает установленные Минспортом нормативы обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры. В качестве примера приводятся бассейны и ледовые катки, возводившиеся в рамках ФП «Спорт – норма жизни» в населенных пунктах, уже имеющих достаточное количество подобных сооружений. Это привело, по мнению Счетной палаты, к слабой загрузке новых объектов. Что усугубляется еще и неэффективным управлением. «Правовые акты, регулирующие предоставление спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг на спортивных объектах, созданных за счет средств субсидий из федерального бюджета, субъектами Российской Федерации не разрабатывались», – отмечает аудитор.
И, наконец, есть замечания и к расходам на строительство. Счетная палата отметила, что удельная стоимость (на единицу пропускной способности) аналогичных объектов может отличаться в разы. И, хотя субсидии регионам подразумевают использование проектной документации повторно, в рамках ФП реализовывали индивидуальные проекты, а избыточные характеристики (например, дорогостоящее технологическое оборудование и материалы) не исключались. Это, как говорится в отчете, помешало сэкономить ₽410 млн на строительстве бассейнов и ₽1488 млн на строительстве крытых катков.
Оборудование
Раскритиковала Счетная палата и закупки в рамках федеральной программы спортивного оборудования. Неэффективным признан рекомендованный Минспорта механизм проведения совместных закупок. По нему за четыре года с шестью основными поставщиками (ООО «Магнум», ООО «АТМ Акронекс», ООО «Спортика», ООО «Контактор», ООО «Проспортсервис» и ООО «Элинальфа») было заключено 397 контрактов на общую сумму ₽7,8 млрд, что составляет более 43% объема обеспечения из федерального бюджета на это направление.
Как выяснила Счетная палата, перечисленные поставщики «имеют устойчивые взаимосвязи». В итоге, в большинстве случаев на совместный электронный аукцион подавалась единственная заявка, закупка проходила по максимальной стоимости, и бюджетные средства не экономились. А когда конкурс все же проводился, «Федеральной антимонопольной службой установлено, что участниками закупки, имеющими взаимосвязи, заключалось устное картельное соглашение, реализация которого привела к поддержанию цены на торгах».
«Применение механизма совместных закупок не позволило обеспечить закупку комплектов спортивного оборудования в рамках конкурентных процедур», – отмечается в отчете Счетной палаты.
Ограничило конкуренцию и укрупнение лотов. Это сужало круг возможных поставщиков, которые должны были иметь большие склады для сборки и хранения заказов и решать сложные логистические проблемы.
В итоге, выборочный сравнительный анализ цен оборудования показал завышение стоимости по сравнению с аналогичными закупками, сделанными регионами самостоятельно, более чем в два раза.
Последствия
В заключении Счетная палата предлагает правительству поручить Минспорту внести изменения в федеральный проект и правила его реализации, а также разработать дополнительные документы, которые помогут избежать обозначенных проблем. Конкретных рекомендаций по изменению подсчета доли граждан России, занимающихся физической культурой и спортом, не дается. Параллельно предлагалось отправить отчет Совет Федерации и Государственную думу, а также отправить некое обращение в Федеральную службу безопасности.
Это далеко не первая критика деятельности Министерства спорта со стороны Счетной палаты. Например, три года назад аудит определил, что массовый спорт не становится доступнее, несмотря на реализацию соответствующей государственной стратегии, а данные о числе граждан, занимающихся физической культурой, завышены в 2,5 раза. Ни о каких санкциях в отношении чиновников Минспорта по результатам того отчета не сообщалась. И даже рекомендация проверить данные о численности занимающихся, количестве и продолжительности занятий и другой отчетной информации оказалась не выполненной.
Фото: Moscow-Live.ru / Flickr.com