За последние годы российский спорт прошел через несколько периодов турбулентности. Первый из них был общемировым – пандемия коронавируса. Потом ключевым фактором стало отстранение российских спортсменов и клубов от международных соревнований. Однако возможности зарабатывать в спорте есть и сейчас. Как именно – на форуме «Masters of Sport: формула победы» рассказала директор по развитию СБК Александра Савраева.
Скачать полную презентацию
Мировой рынок растет
Международная спортивная индустрия имеет сложную структуру, включая профессиональный и любительский спорт, смежные рынки, спортивные товары, питание и беттинг.
По данным Two Circles, в 2023 году общая выручка так называемых владельцев интеллектуальной собственности в сфере спорта (клубов, лиг, личных брендов), IP Owners, достигла $159 млрд. По прогнозу, к 2033 году она достигнет $260 млрд. Спортивная индустрия растет, но тренды сильно зависят от конъюнктуры в конкретном секторе. Например, рынок азартных игр, часть которого (беттинг) тоже связана со спортом, уже оценивается в $242 млрд.
Выручка мировой спортивной индустрии по видам спорта
-
-
-
- Футбол – 34%
- Американский футбол – 12%
- Баскетбол – 8%
- Бейсбол – 7%
- Автоспорт – 6%
- Скачки –6%
- Хоккей – 5%
-
-
Самым перспективным регионом аналитики Two Circles называют Азию, хотя на данный момент больше всего выручки все еще генерируют Европа и Северная Америка.
Что в России?
В качестве одного из показателей состояния спортивной индустрии в России в целом, можно использовать официальные данные по объему рынка услуг физической культуры и спорта от Росстата, ЕМИСС и федерального Министерства спорта. Прогнозное значение на 2023 год – ₽165,1 млрд. Это не только превышает допандемийные значения, но и свидетельствует о положительной динамике, несмотря на внешние сложности.
Что входит в рынок услуг ФКиС в официальной статистике:
-
-
-
- входные билеты и абонементы на спортивные соревнования, праздники, спортивно-зрелищные мероприятия;
- абонементы и билеты в спортивные клубы и фитнес-центры;
- пользование спортивными тренажерами, катками, кортами, гимнастическими залами, бассейнами, лыжными спусками, подъемниками и другими спортивными объектами, включая бильярд и боулинг;
- услуги по организации охоты и рыбалки.
-
-
Вопрос, что в принципе считать спортивной отраслью и как понимать экосистему рынка, дискуссионный. В широком смысле спортивная индустрия – это ориентированная на человека сфера деятельности, которая призвана удовлетворить потребности трех групп потребителей: зрителей, спортсменов и спонсоров. Но есть другая, рыночная классификация, куда входят рынки спортивных событий, сооружений, товаров, услуг, партнеров, кадров и квазиспортивных продуктов (например, спортбары, спортивная литература, компьютерные игры).
Тренды
Опыт развития индустрии и актуальные цифры и рейтинги показывают несколько закономерностей.
- Профессиональный спорт в 99% не рентабелен, то есть в нем нет дисконтированного срока окупаемости инвестиций. И это не только российская особенность.
- Больше шансов на окупаемость у проектов в массовом спорте. Хотя рентабельность все равно в большинстве случаев будет невелика. Например, в фитнесе она в среденм не превышает 7%.
- В топе мировых спортивных брендов по выручке нет молодых компаний.
Интересный рейтинг в 2021 году составили Sports.ru и Fever Pitch. Они сделали список крупнейших компаний России, работающих в сферах, связанных со спортом по выручке за 2020-й (чтобы не учитывать влияние пандемии). К сожалению, новой версии документа не выходила, но и по этим данным можно определить перспективные для заработка отрасли.
Первая – это фитнес, явный лидер в спортивном предпринимательстве. Второй пример успеха – букмекерские конторы, ни одна из сфер спортивного бизнеса не показывает подобных темпов роста. Но и порог входа в нее максимально высок.
Есть примеры успешных компаний, выросших из продажи спортивного оборудования. «Веломоторс» (15-е место) показал выручку на уровне футбольного «Зенита». А также в топ-30 попал «Кант», семейная компания, которая начинала 30 лет назад с переоборудования мусорной свалки в горнолыжный склон и выросла в крупную сеть магазинов оборудования для горных лыж и сноуборда.
Перспективно выглядит и направление франшиз. Его изучил «Тинкофф Журнал». Одна такая точка может приносить предпринимателю от ₽80 тыс. в месяц. Самые популярные категории – опять же фитнес, детские секции и клубы, магазины спортивного питания, хореографические и танцевальные школы.
Другие растущие отрасли спортивной экономики – киберспорт, массовые (марафоны или велопробеги) с участием платежеспособной аудитории, частные спортивные клубы и академии.
Клиентов с деньгами, желающими заниматься спортом и готовыми за это платить, достаточно. Главная задача – превратить спортивную услугу в качественный продукт или маркетинговое событие. Это относится и к рынку профессиональных спортивных событий, который так и не стал в России рентабельным, и к массовому спорту.