Генеральный директор «Казань Арены» Радик Миннахметов в интервью порталу «Реальное время» рассказал о ключевых вопросах работы стадиона
Бюджет
– Говорить о самоокупаемости стадиона в России неверно. Потому что если построенный за $500 млн объект будет приносить даже один миллион каждый год, он будет окупаться 500 лет. Мы привлекли сюда много инвестиций. Даже тот же медиафасад – его ведь не за бюджетные средства построили. Пришел московский инвестор и сделал его почти за $8 млн.
Мы за годы нашего управления привлекли не менее ₽500 млн. Только сегодня некоторые партнеры у нас начинают выходить с арендных каникул. И где-то через год мы должны выйти на цифру ₽50–60 млн в год, и это только с аренды, не учитывая футбольных матчей. Это почти треть нашего бюджета. Потом мы построим офисные помещения, которые должны приносить доход примерно в таком же размере. В перспективе, если все это считать, у нас точно позитивный баланс. В итоге, на сегодняшний день мы отрабатываем примерно половину бюджета.
Были желающие купить права на название стадиона. Рыночная оценка при самом минимуме – $1 млн в год. Нам были готовы дать $2 млн. Мы решили, что это хорошая идея с экономической точки зрения, поскольку стадион вышел бы на операционную прибыль. Но нам не разрешили. У нас и так хорошее название.
Газон
– Он уже готов принимать матчи. В декабре мы провели реновацию. Это плановая процедура. Трава выросла, отработала много матчей, в том числе Кубок конфедераций, и старая корневая система мешает новой развиваться. Ее надо срезать, чтобы потом, после зимней «спячки», не было никаких препятствий для нового роста, чтобы была хорошая крепкая трава. Часть февраля в Казани была более-менее нормальная погода, но с середины февраля по середину марта температура каждую ночь снижалась до -20 градусов. И каждый день выпадал снег. Что это значит? Ты укрываешь молодую траву покрытием, а потом выпадает снег и ночью -20. Снег на газон давит и еще подмораживает, а внизу плюсовая температура. Трава начинает задыхаться. И когда мы ее открываем, она просто отрывается от почвы.
Но в любом случае, ответственности с нас это не снимает. Подрядчик (ГК «Спортико») был рекомендован футбольным клубом, они обслуживают в Казани все поля предстоящего чемпионата мира. Они обслуживают также стадионы ЦСКА и «Динамо» в Москве. То есть говорить о том, что они новички в этом деле и ничего не умеют, мы не можем. А к иностранным компаниям мы стараемся не обращаться, у нас уже был неудачный опыт. Но в любом случае, к чемпионату мира поле будет в отличном состоянии. В этом году оно будет еще лучше, потому что мы сделали реновацию.
«Рубин»
– Стадион строился при президенте «Рубина» Александре Гусеве. Уже ближе к завершению строительства его сменил Дмитрий Самаренкин. А потом вы сами знаете, сколько поменялось президентов. А помимо них поменялись еще пять директоров клуба. И в этих условиях мы всегда старались находить с «Рубином» общий язык. А новое руководство – это всегда новые правила, под которые мы подстраиваемся. Мы всегда говорим, что если что-то не нравится – пожалуйста, возьмите это под свой контроль. Фактически сегодня всем – вип-ложами, питанием и так далее – заведует футбольный клуб «Рубин». В самом начале у нас была возможность работать с ложами. И то, 30% самых топовых лож «Рубин» забирал себе. И вот, может быть, те 300 человек – это были наши потенциальные клиенты. Вот так рынок и ломался. Ничего не сделаешь.
Сегодня «Рубин», может быть, и был бы готов отдать нам менеджмент, привлечение болельщиков и так далее. Но мы были готовы взяться за это раньше, когда стадион только открылся. Но когда проходит 5 лет, а результаты все плачевнее и плачевнее… Работу с болельщиками на стадионе вы помните. И в таком состоянии очень тяжело показать сейчас результат. Не бывает так, чтобы за один сезон вдруг стал собираться полный стадион. Надо работать над этим все 5 лет. Если в течение долгого времени не было отлаженной системы и стратегии, то за год их нельзя восстановить, нужна системная, последовательная работа. Но опять-таки, если это делать, нужно начинать с отопления трибун. Мы говорим об этом с 2013 года, с самого первого дня. Это стоит ₽130–150 миллионов рублей в зависимости от производителя. Весь стадион. Это не такие большие деньги, учитывая, что трафик сразу поднимется на 30–40%, но одн мы не вытянем. В самом начале говорили клубу: давайте что-нибудь придумаем, например, возьмем часть средств с билетных доходов или с банком договоримся.
Еще у нас были помещения, которые мы специально отводили под фан-шоп и клубный музей «Рубина». У нас даже был дизайн-проект с клубными помещениями, который мы сами рисовали еще в 2013 году. Но сколько уже руководителей «Рубина» поменялось, и никому до этого нет дела. Говорят, своих проблем хватает. Но мы же не будем навязываться.