Профессиональный бокс прощается с легендарным каналом и уходит в интернет
24 ноября российский полутяжеловес Дмитрий Бивол в Атлантик-Сити успешно защитил чемпионский титул WBA в поединке с канадцем Жаном Паскалем. Но историческим бой стал по другой причине. Это последнее серьезное событие в мире бокса, которое освещал медиахолдинг HBO – крупнейшая североамериканская кабельная и спутниковая телевизионная сеть.
Готовые к драке
В США в пакет HBO входят восемь тематических каналов. С 1991 года компания успешно продвигает свою продукцию в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Бразилии, Франции, Нидерландах, Португалии, скандинавских странах, государствах Карибского бассейна и в Прибалтике. Основная специализация HBO – документальные фильмы и телесериалы, в том числе популярный «Рим», «Прослушка», «Клан Сопрано», «Настоящий детектив», «Игра престолов».
С начала 1970-х годов HBO стал законодателем мод на рынке телетрансляций боксерских поединков. Личные контракты с холдингом в свое время подписывали такие суперзвезды ринга, как Рэй Леонард, Майк Тайсон, Леннокс Льюис, Флойд Мэйвезер, Бернард Хопкинс и Мэнни Пакьяо. Популярность среди болельщиков снискала и многолетняя команда HBO: авторитетный комментатор Джим Лэмпли, язвительный и саркастичный интервьюер Ларри Мерчант, аналитик Гарольд Ледерман, публикующий альтернативную официальным судейскую карту по итогам каждого крупного боя, и, конечно ринг-анонсер Майкл Баффер, официально запатентовавший фирменное «Let’s get ready to rumble!» В качестве приглашенных экспертов HBO многократно привлекал Джо Фрезера, Роя Джонса-младшего, Андре Уорда и других прославленных боксеров разных эпох. Однако в последние годы HBO последовательно сокращал затраты на бокс. От этого заметно страдало качество шоу, особенно андеркарда («разогревочных боев»).
«Я дрался на HBO 32 раза и еще сотни раз помогал им организовывать бои. Поэтому знаю, насколько мировой бокс должен быть благодарен всем в этой компании. Теперь бокс транслируется несколькими телеканалами и сервисами потокового видео на миллионную аудиторию, а трибуны на аренах всего мира забиты зрителями. Ничего из этого не было бы возможно без HBO», – рассказал экс-чемпион мира в шести весовых категориях Оскар де ла Хойя, ныне – глава компании Golden Boy Promotions.
Всего за 45 лет канал показал более 1100 поединков. Теперь эта эпоха закончилась.
«Исследования запросов аудитории говорят нам, что бокс больше не является определяющим фактором для подписки на HBO», – цитирует исполнительного вице-президента HBO Sports Питера Нельсона The New York Times.
Помимо снижения интереса у телезрителей, одной из главных причин решения стало отсутствие на современном ринге достаточного количества звезд, бои которых было бы рентабельно транслировать по системе pay-per-view («Плати и смотри»). А ведь еще в 2015 году поединок между Пакьяо и Мэйвезером (был организован и показан совместно с холдингом Showtime, многолетним конкурентом HBO) установил рекорд по количеству проданных трансляций – 4,4 млн штук только на территории США.
Новые площадки
Созданный в 2015 году сервис потокового видео DAZN минувшей весной подписал соглашение с промоутерской компанией Matchroom Boxing, возглавляемой британцем Эдди Хирном. Если этот договор, как ожидается, будет продлен с двух лет до шести, его сумма достигнет $1 млрд. А 17 октября DAZN заключил эксклюзивный контракт на показ в интернете 11 боев популярного мексиканского средневеса Сауля Альвареса. По его условиям, Альварес за 5 лет должен заработать $365 млн. Это рекордная сумма контракта для всего мирового спорта.
Отметим, что месячная подписка на DAZN стоит 9,99 $.
По словам Хирна, поединок между британским тяжеловесом Энтони Джошуа и россиянином Александром Поветкиным, состоявшийся 22 сентября на лондонском стадионе «Уэмбли» и ставший своего рода дебютом новой системы трансляций, на различных платформах посмотрели около 1 млн болельщиков.
Насколько оправданны столь щедрые вложения DAZN в интернет-трансляции профессионального бокса – покажет время, но говорить о том, что классическое телевидение сдает позиции все-таки преждевременно.
В начале августа 86-летний основатель промоутерской компании Top Rank Боб Арум, ранее неизменно сотрудничавший с HBO, объявил о заключении семилетнего контракта с кабельной сетью ESPN. Соглашение подразумевает показ 54 событий в год. Под знаменами Top Rank выступают Василий Ломаченко, Теренс Кроуфорд, Александр Гвоздик.
Более активным игроком на рынке боксерских трансляций отныне станет и канал Fox Sports, заключивший четырехлетнее соглашение с компанией Premier Boxing Champions, принадлежащей влиятельному менеджеру Элу Хэймону. В частности, 16 марта именно Fox покажет бой Эррол Спенс – Майки Гарсия, один из главных поединков 2019 года. На кону будет стоять чемпионский пояс IBF в полусреднем весе и, возможно, неофициальное звание лучшего бойца мира вне зависимости от весовой категории.
А вот Showtime, по слухам, собирается последовать примеру заклятых друзей из HBO и отказаться от бокса. С другой стороны, в 2018 году канал транслирует 22 боксерских вечера, а в 2019-м, по заверению руководства канала, расписание боев в сетке вещания станет еще более насыщенным.
Текст: Дмитрий Спирин