Как показывает практика, чемпионат мира по футболу — событие высокорейтинговое не только со спортивной точки зрения, но и с социальной. Пристальному вниманию подвергаются как спортивные объекты, так и вся сопутствующая инфраструктура. Для приема и размещения гостей строятся новые отели, кемпинги, спрос на которые по мере приближения ивента растет в геометрической прогрессии. Вполне логичным с этой точки зрения выглядит требование ФИФА о наличии необходимого номерного фонда отелей в городах, включенных в заявку главного футбольного турнира четырехлетия. Обязательное минимальное количество номеров — 60 тысяч, и распределены они должны быть по городам в зависимости от вместимости стадионов. В настоящее время общий фонд российских городов, принимающих матчи ЧМ, составляет 83 тысячи номеров, и более половины из них сосредоточены в отелях Москвы и Санкт-Петербурга.
На сегодня практически все города российской заявки отвечают минимальным требованиям ФИФА. Исключение составляет лишь Саранск, но он находится в непосредственной близости от других объектов Волжского кластера. Вполне возможно, налаженное к 2018 году транспортное сообщение между городами поможет нивелировать проблему. В показателе «обеспеченность номерным фондом» лидирует Сочи. Логичное первое место, учитывая специфику курорта и его подготовку к проведению Олимпиады-2014.
Интересно отметить, что в большинстве российских городов не последнее место занимают отели крупных международных сетей, а большая часть номеров относится к уровню «выше среднего».
«Опыт последнего чемпионата Европы (в частности, Украины) по футболу 2012 года еще раз показал, что фокус надо делать на средний сегмент (mid-class) гостиниц, как наиболее востребованный туристами», — прокомментировал результаты исследования партнер компании Deloitte СНГ Артем Васютин.
«Нам кажется, что на текущий момент можно говорить только о том, что Москва, Санкт-Петербург и Сочи должны справиться с наплывом туристов. В отношении остальных городов такой уверенности пока нет, однако проекты, заявленные на ближайшие несколько лет, должны удовлетворить спрос», — добавил эксперт.
Для сравнения приведем аналогичные предложения от прошлых хозяев мировых первенств — Германии и ЮАР.
Положение дел с гостиничной инфраструктурой в Германии и ЮАР до начала мундиалей различалось диаметрально. Если немецкие отели были готовы встретить болельщиков буквально на следующий день после объявления страны-хозяйки ЧМ, то Южно-Африканской Республике пришлось существенно потрудиться над строительством новых гостиниц. Примечательно, что разным было и влияние проводимых турниров на посещаемость указанных стран. Загрузка гостиниц ЮАР в июне 2010 года выросла на 17% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, в Германии же показатель, наоборот, снизился на 3%.
Опыт предыдущих хозяев чемпионата мира ориентирует на необходимость всестороннего анализа текущего состояния гостиничной инфраструктуры городов, предшествующего строительству новых объектов. Гонка за количеством может обернуться серьезными проблемами после окончания турнира. Так, прирост объема номеров в ЮАР составил 14,9%, а в дни чемпионата цены на номера отелей и апартаменты выросли в три раза. Однако после финального свистка мирового первенства южноафриканский ажиотаж моментально стих, а загрузка отелей за следующие полгода снизилась даже по отношению к показателю двухгодичной давности.
Не все заявленные российской стороной города являются туристическими или промышленными центрами, что обеспечило бы достаточный спрос на гостиничные номера после проведения чемпионата. Осложняется ситуация и внушительными расстоя- ниями между объектами и не самым качественным на сегодняшний день междугородным транспортным сообщением.
«Стоит осмотрительно подходить к строительству новых гостиничных площадей в регионах, принимающих ЧМ-2018 и учитывать в первую очередь обычный для этих городов уровень спроса и перспективы по загрузке гостиничных номеров после мероприятия, — продолжил рассмотрение вопроса Артем Васютин. — Полагаем, было бы правильнее уделить основное внимание не столько развитию гостиничной сферы, особенно в небольших городах, сколько развитию транспортного сообщения с Москвой, Санкт-Петербургом, Сочи. Это позволило бы удовлетворить спрос болельщиков, но при этом избежать строительства избыточных гостиничных площадей. Для того чтобы рационально использовать региональную гостиничную инфраструктуру после завершения ЧМ-2018, необходимо развивать соответствующие города как туристические или деловые центры (проведение конференций, выставок, иных деловых мероприятий). А это опять же означает, что необходимы дополнительные инвестиции в развитие транспортного сообщения, а также деловой инфраструктуры».
Но до чемпионата мира еще пять лет — время достаточное для строительства скоростных магистралей и сокращения дефицита гостиничных номеров с учетом анализа загрузки рынка после окончания турнира.