Получить отличное западное образование не проблема, если есть деньги и желание. Но, к сожалению, знания, приобретенные в Швейцарии, Англии или США, едва ли удастся применить на родине, если речь идет о спортивном бизнесе. Даже если вас примут на работу.
Эксперты в один голос уверяют, что в ближайшие годы спортивный рынок во всех его проявлениях будет расти быстрее, чем экономика в целом. Объемы индустрии оцениваются в сотни миллиардов долларов, однако до сих пор даже в развитых странах спортивная индустрия ощущает определенный кадровый голод. Именно поэтому количество университетов и специальных учебных программ постоянно растет, они становятся все более диверсифицированными, а главное – непрерывно обновляются. По словам Арины Змиевец, окончившей курсы FIFA Master в 2005 году, ее обучали уже совсем по другой программе, нежели знакомого, прошедшего этот курс несколькими го- дами ранее.
В Европе и США подготовкой специалистов для спортивной отрасли начали вплотную заниматься в 1980-е годы, и в настоящее время большинство крупных вузов предлагают абитуриентам самые разнообразные возможности – от очного бакалавриата до краткосрочных курсов. Наиболее популярны рассчитанные на один-два года. Цены также сильно разнятся, но в любом случае речь идет о суммах, которые начинаются от 10 тысяч долларов. И относиться к этим затратам стоит очень внимательно.
«Если, например, пробиться в футбольный бизнес было мечтой вашей жизни, как в моем случае, имеет смысл ехать именно в этот университет и именно на эту программу», – говорит Борис Генусов, выпускник программы «Футбольная индустрия» Ливерпульского университета. – Если же вы просто хотите учиться в Англии экономи- ке, я посоветовал бы Лондонский университет».
По словам Бориса Генусова, лишь единицы смогли уже во время обучения найти себе работу, но и у остальных в Англии очень хорошие шансы: «При прохождении практики или написании дипломной работы вы берете интервью у представителей футбольной индустрии, завязываете знакомства. Темой моего диплома был выход на российский рынок футбольных клубов и организаций, и по ходу работы я встречался со многими людьми, включая директоров лондонского «Арсенала». Эти контакты помогли мне в итоге пробиться в компанию Prozone, которая была заинтересована в выходе на Россию».
«Наши студенты патриотичны и хотят использовать полученное образование в России. Если им это позволят, – уточняет Лена Блиман, руководитель проекта «Образование в индустрии гостеприимства» компании IQ Consultancy. – Выпускники института отправляют свои резюме, но почему-то россиянам гораздо проще устроиться в Лон- дон-2012, чем в Сочи-2014».
Тех, кто выбрал обучение спортивному бизнесу в швейцарском институте Glion – проверенном партнере IQ Consultancy, – отчасти выручает расположение института: Швейцария стала домом для множества спортивных организаций, и возможности для трудоустройства там есть. Но в этом и кроется парадокс: желая развивать спор- тивный бизнес в России и отпра- вившись за знаниями в другую страну, именно там молодой чело- век оказывается более востребован, чем на родине.
«В российской спортивной федерации ни один человек не удержится с привитым на Западе подходом, – считает Арина Змиевец. – Наиболее комфортно себя чувствуют те, кто работает на Международный олимпийский комитет, на международные федерации – все очень просто, там этот курс воспринимается как бонус к твоему образованию. Мне посчастливилось попасть в Международный паралимпийский комитет, а потом уже перейти в Сочи-2014. И в международном комитете мои знания и контакты работали очень эффективно. К сожалению, дальше все сошло на нет».
Применимость западных знаний – проблема еще более серьезная, чем трудоустройство. «У нас по-прежнему очень настороженно относятся ко всему западному, – констатирует Лена Блиман. – У нас не понимают, как человек может в 22 года что-то кому-то советовать и знать, как лучше и правильнее делать. При этом образование, которое ребята получают за рубежом, стоит денег, и во время обучения они осознают, сколько должны стоить полученные ими знания для будущих работодателей. Но пока наши работодатели не готовы адекватно оценивать труд наших вы- пускников».