Спортивное моделирование
Современная арена должна начинаться с высокотехнологичного проектирования. При строительстве нового ледового дворца в Санкт-Петербурге используют сложную компьютерную модель. В будущем она же должна упростить обслуживание.
На первом этапе была создана электронная база с нормами расценок, куда внесли максимум информации по материалам и оборудованию. Она стала основой для всех последующих вычислений. Затем проектировщики оценили общий объем работ и создали базу по закупкам и договорам. Это позволяет расписывать график и следить за его выполнением.
После завершения строительства информация не отправится в архив, а послужит управляющей организации. В планах объединить модель с системами эксплуатации, что позволит быстро устранять поломки.
Пример визуальной модели, по которой можно оценить готовность объекта
«Датчики показывают: барахлит какой-то элемент, – привел пример Макаров. – Специалист видит это место на плане, приходит, считывает QR-код, у него на планшете открывается 3D-модель, по которой понятно, как проложены все системы. Он моментально получает всю необходимую информацию и вносит свои пометки в базу, если это необходимо».
Руководитель проектов АНО «Развитие спортивных и инфраструктурных объектов» (управляет Международным центром самбо и бокса в Лужниках) Дмитрий Бизюков добавляет, что передавать инженерные системы нужно из рук в руки.
Технологии должны зарабатывать
Когда над проектом работает единая команда, можно избежать многих проблем эксплуатации. При строительстве Центра самбо и бокса в нее вошли технический заказчик, генпроектировщик и функциональный заказчик (две профильные федерации).
«Во время строительства было много вопросов по производителям и поставщикам. Функциональные заказчики помогали с выбором. Мы отвечали на вопрос „Как нужно?“, а они – на вопрос „Как хотелось бы?“», – поделился опытом Бизюков.
Впрочем, иногда представители видов спорта могут дать и бесполезные советы. Так, при проектировании «Чкалов Арены» хоккейные школы рекомендовали установить систему видеоповторов уровня КХЛ. Когда на объект в качестве управляющего пришел Национальный аэроклуб им. В. П. Чкалова, от идеи отказались.
«У нас проходят тренировки и любительские матчи, – объяснил Степаненко, заместитель гендиректора Национального аэроклуба. – Поэтому нам хватило оборудования за ₽300 тыс., а не за ₽15 млн. На сэкономленные средства мы внедрили систему парковки, медиаэкраны и многое другое. В отличие от видеоповторов они приносят деньги».
Обойтись без альпинистов
Ошибки при проектировании нередко приводят к дополнительным тратам. Эксплуатирующая организация дворца спорта «Большой» с ними сталкивается даже спустя 8 лет после Олимпиады в Сочи, для которой и строился этот объект.
На арене часто пользуются услугами промышленных альпинистов. Например, когда площадку уменьшали под североамериканский размер, только с их помощью можно было перенаправить сопла воздуховодов, которые отвечают за терморегуляцию. Отдельной проблемой стало размещение оборудования для дымоудаления. Оно находится на самом верху и фактически под открытым небом, где быстрее приходит в негодность. «Система массивная, двигатели весят минимум 100 кг, но лифта на этот этаж нет. Есть только лестница на несколько пролетов под нестандартным уклоном. А еще у нас в подвале расположен двигатель, который весит тонну. Он весь в трассировке труб, вытащить его оттуда невозможно», – рассказал Субботин.
Вас не слышно
Недостаточное внимание к акустическому комфорту – еще одна проблема, с которой сталкиваются эксплуатирующие организации. Иногда ее решают уже после окончания строительства. Среди примеров – новая волейбольная арена московского «Динамо». В зале была слишком высокая гулкость и низкая разборчивость. Улучшить помогла отделка материалами с учетом акустического проектирования.
Гулкость (то есть наличие эха), неразборчивость (музыка и речь диктора звучат непонятно) и посторонние шумы – это то, с чем нужно бороться на любой арене. Но универсальных решений нет, поэтому каждый случай специалисты рассматривают отдельно.
Перетокин также привел в пример Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой в Лужниках, где при объеме зала в 90 тыс. м³ добились низкого уровня реверберации за счет акустической облицовки. Но, возможно, лучший показатель в России у омской «G-Drive Арены». При воздушном объеме почти 300 тыс. м³ время реверберации составляет всего 2,5 секунды.
Входит и выходит
Не все нормативы одинаково полезны, особенно когда речь заходит о безопасности. При проектировании недостаточно разграничить пространство с учетом требований, считает специалист Института вычислительного моделирования Сибирского отделения РАН Екатерина Кирик. По ее словам, нужно учитывать внешние факторы и заранее рассчитать траектории людских потоков.
С похожими трудностями столкнулись и на сочинском «Большом». Вокруг него расположена гоночная трасса, поэтому подход к комплексу и логистика – это проблема для мероприятия даже на 1 тыс. человек.
Впрочем, в Сочи есть пример, как в оперативном режиме можно скорректировать людские потоки. Николай Степаненко, который помогал с организацией Олимпиады, рассказал о давке, возникшей на репетиции открытия Игр.
«Тогда на арену пригласили местных жителей, но оказалось, что салют видно только с одной стороны. Народ побежал смотреть фейерверк, и началось столпотворение. Буквально за два дня „Олимпстрой“ совместно с подрядчиками переделал выходы, чтобы давки не было», – поделился Степаненко.
Моделирование людских потоков, по словам Кирик, нужно проводить для объектов любого размера. На небольших аренах достаточно проанализировать ситуации внутри комплекса, а на крупных – с учетом окружающей среды.
Фото: wikimedia
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №4 (50) декабрь 2022