После скандала на финале Лиги чемпионов – 2021/22, когда тысячи болельщиков толпились у стадиона «Стад де Франс» в Париже, не имея возможности пройти турникеты даже с настоящими билетами и сталкиваясь с жестоким отпором полиции, тема контроля доступа на арены и обеспечения безопасности вновь стала максимально актуальной. В первые часы после инцидента официальные французские власти в лице министра внутренних дел Жеральда Дарманена заявили, что причиной беспорядков стали 40 тыс. фанатов «Ливерпуля», приехавшие с поддельными билетами.
Однако расследование, проведенное позже Сенатом Франции, назвало это обвинение несправедливым. «Министр внутренних дел отвлек внимание от неспособности государственных служащих адекватно управлять толпой и обуздать действия нескольких сотен правонарушителей. Были серьезные недостатки в вопросах сбора информации, транспортных маршрутов для болельщиков и коммуникации. Кризисные сценарии были недостаточно проработаны», – говорится в отчете Сената. А реальных поддельных билетов в итоге было выявлено всего 2471.
Двойное предназначение
Спекуляция и подделки билетов всегда сопровождали крупнейшие спортивные события. Современные технологии продаж и контроля доступа вместе с изменениями в поведении болельщиков после пандемии коронавируса сделали ситуацию лучше. Но борьба не окончена.
Есть и хорошие новости. После пандемии внедрение технологий ускорилось. Многие места теперь используют цифровые билеты и автоматические турникеты. Диджитализация мешает мошенникам и спекулянтами и помогает решить проблему нехватки персонала.
Сквозной цифровой процесс начинается с того, что зрители покупают билеты онлайн, получая их в отдельное приложение или стандартный кошелек Apple/Android, используя NFC или другие форматы, которые невозможно скопировать. В некоторых решениях применяется блокчейн, позволяющий организаторам отслеживать билеты даже после продажи. В том числе под контролем организатора остается возможность перепродажи. Отображаемый в приложении штрих-код автоматически обновляется каждые несколько секунд, поэтому его нельзя скопировать или украсть. Фактически использование именно этой технологии и других усиленных протоколов безопасности рекомендовал представитель французского правительства по Олимпийским играм Мишель Кадо.
Умные турникеты
Цифровые билеты – только один аспект решения. Для упрощения обслуживания болельщиков и предотвращения очередей на входе требуются современные технологии сканирования билетов и контроля доступа.
Выбор оборудования влияет и на скорость прохода зрителей, и на численность необходимого персонала. Ручной сканер работает со скоростью примерно 400–500 человек в час и требует по одному сотруднику на каждую точку входа. Автоматические турникеты позволяют пропускать до 700 человек в час, и сразу три таких турникета, собранных в кластер, может обслуживать всего один человек. А полностью бесконтактное оборудование повышает пропускную способность в среднем до 1200 человек в час и требует всего одного работника на группу из пяти устройств. Такая система развернута, к примеру, на «Сигнал Идуна Парк», домашнем стадионе футбольного клуба «Боруссия» (Дортмунд), вмещающем 81 тыс. зрителей.
Как избежать фиаско
Отчет Сената Франции об инциденте перед финалом Лиги чемпионов называется «Неизбежное фиаско». В конце документа приводится 15 рекомендаций спортивным организациям, полиции и властям, организующим крупные события. Среди них:
- сделать обязательным использование защищенных от подделки билетов с надежными системами контроля на самых массовых соревнованиях;
улучшить привлекательность окрестностей стадиона, чтобы стимулировать зрителей приходить раньше и уходить позже; - изменить отношение органов государственной власти к болельщикам, сделав их партнерами в подготовке и проведении крупных мероприятий.
Билетная экосистема
Контроль доступа – неотъемлемая часть цифровой экосистемы, считает Оливер.
Исследования, проведенные клиентами Axess в США, показали, что при условии раннего запуска расходы на питание, напитки и сувениры в среднем увеличиваются на $20 на человека на одном мероприятии. И что болельщики в большинстве случаев в любом случае потратят эти деньги, хоть и в другом месте.
Оливер предполагает, что отрасль переживает цифровую революцию, которую ускорила пандемия: «Почти все сейчас покупают билеты онлайн заранее (около 80% в зависимости от типа мероприятия).
Многие организаторы даже настаивают, что это единственный способ или стимулируют его дополнительными скидками. Зрителю это тоже удобно. Так что даже те, кто обычно не увлекается планированием, стали покупать билеты загодя». Правильная организация в буквальном смысле приносит свои плоды. Если вы лучше знаете своих гостей, их предпочтения, то сможете поощрять поведение, которое приносит вам прибыль.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №3 (49) сентябрь 2022