В рамках этого проекта предложено использовать модель SROI, чтобы продемонстрировать экономические преимущества футбола, а в более широком смысле показать эффективность инвестиций в массовый футбол наряду с привлечением долгосрочных инвесторов и стратегических партнеров.
Самые важные и эффективные
Спортивные проекты позволяют достигать серьезных социальных и экономических эффектов. Однако измерить подобные эффекты количественно сложно, что объясняется их нематериальным характером и взаимным влиянием многих факторов. К примеру, как оценить новых друзей, появившихся благодаря занятиям спортом, улучшение настроения, укрепление здоровья или снижение преступности в регионе? И все же существуют подходы, позволяющие это сделать. Наиболее часто применяется модель социального возврата (рентабельности) инвестиций – SROI, которая генерирует монетарную оценку, а именно позволяет выразить сформированные эффекты в деньгах.
Главная функция этой модели заключается в детальном обосновании любой инициативы и оценке ее эффективности, что позволяет объективно выбрать один или несколько проектов из множества, скорректировать механику их реализации, привлечь партнеров и инвесторов. В современных условиях, когда объемы финансирования спорта будут неизбежно снижаться, данный подход поможет государству и частным инвесторам выбрать действительно важные и эффективные проекты, что позволит достичь заявленных целей. Кроме того, модель SROI выявляет потенциальную экономию средств (в том числе бюджетных): так, финансируя спорт, возможно снизить затраты на здравоохранение или борьбу с преступностью.
Типы SROI и монетарная оценка
Существует два типа SROI: ретроспективный, базирующийся на уже достигнутых результатах, и прогнозный, который ориентирован на будущую ценность. Расчеты предусматривают несколько этапов. Одним из наиболее важных можно признать анализ всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров) – людей или организаций, на которых направлена инициатива, либо влияющих на ее реализацию вне зависимости от того, типы SROI и монетарная оценка является ли результат преднамеренным или непреднамеренным, позитивным или негативным. Выявленные эффекты оцениваются применительно к конкретной группе стейкхолдеров. Самый сложный и важный этап – монетарная оценка, а именно присвоение денежной стоимости формируемым эффектам. Как правило, для этих целей применяются техники, основанные на опросах участников проекта, которых спрашивают, сколько они были бы готовы заплатить за подобные изменения (willingness to pay). Также в качестве «прокси» для оценки используются существующие рыночные аналоги (там, где это возможно), например, стоимость абонемента в фитнесс, тренингов или мастер-классов. Монетизация может быть относительно простой применительно к экономии средств. Например, эффект от спортивного проекта для улучшения здоровья можно рассчитать за счет сэкономленной стоимости посещения врача и лекарств. При этом сложность заключается только в том, чтобы количественно определить влияние инициативы на снижение заболеваемости: например, как повлияют регулярные тренировки на сердечно-сосудистые заболевания.
SROI в футболе
Модель SROI, принятая УЕФА, направлена на изменение подходов к финансированию массового футбола и позволяет получить монетарную оценку эффектов, формируемых благодаря инвестициям в увеличение численности занимающихся футболом. Данные результаты материализуются в экономике и социальной сфере, здравоохранении и улучшении спортивных результатов на уровне сборных команд. Если говорить об экономике, то это валовая добавленная стоимость от инвестиций в строительство футбольной инфраструктуры, потребительские расходы на форму и экипировку, соревнования и путешествия. В социальной сфере – это положительный социальный эффект, формируемый благодаря активному населению (сокращение преступности, улучшение результатов в образовании).
В здравоохранении – снижение заболеваемости благодаря активному образу жизни и экономия на медицинских расходах. Чтобы повысить результаты оценки, можно предпринять несколько шагов. В первую очередь увеличить число игроков (занимающихся) по всем категориям: мужчины и женщины всех возрастных групп, играющие в футбол с разной частотой и длительностью. Во-вторых, увеличить число тренеров и судей, а также уделить больше внимания образовательным программам. В-третьих, увеличить число футбольных полей и площадок, то есть заняться вопросом инфраструктуры. Также очень пригодятся новые исследования в сфере взаимного влияния массового футбола и экономики, волонтерского движения, благополучия населения, здравоохранения и уровня преступности. Важно, чтобы они учитывали страновую специфику.Плюсы и минусы
Главное преимущество SROI – получение простой метрики, преобразующей социальное воздействие в денежную стоимость и демонстрирующей создаваемую ценность. Также SROI помогает с внешней коммуникацией, принятием управленческих решений и обучением. При этом общение с внешней средой, в том числе с государством и инвестиционным сообществом, происходит посредством типичного языка делового мира. Критика данного подхода, как правило, исходит из того, что цифра не может выразить сложность и неосязаемость социального воздействия, а расчеты требуют определенной квалификации, временных и финансовых ресурсов, которые можно было бы направить на сам проект. Вместе с тем в среднесрочной перспективе вложения в анализ SROI должны окупиться благодаря увеличению организационной, кадровой и финансовой эффективности.
Полное исследование на тему возврата социальных инвестиций читайте по ссылке.
Партнерский материал
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №2 (52) Июнь 2023