Занятия спортом и физическая активность — необходимая составляющая развития детей. Спорт укрепляет здоровье, дисциплинирует и формирует характер, а также готовит спортивный резерв для национальных сборных.
В результате опроса выяснилось, что 45% детей до 18 лет посещает дополнительные спортивные занятия и секции. При этом наблюдается определенная закономерность по возрастным группам. Чем старше дети, тем меньше они вовлечены в спорт. Максимум приходится на возастную группу 7-10 лет, здесь показатель достигает 60%. Минимальный показатель у детей после 14 лет - 33%.
Авторы исследования утверждают, что этот вывод не означает, что у детей с возрастом падает интерес к спорту, возможно, сам сектор дополнительных спортивных занятий для детей ориентирован в большей степени на младший школьный возраст и не учитывает потребности других возрастов.
Важный фактор дополнительной спортивной активности детей — материальное положение семьи. В семьях с хорошим материальным положением показатель вовлеченности выше почти в два раза, чем в семьях с плохим материальным положением: 55% и 30% соответственно.
А вот урбанизированность влияет нелинейно, в крупных городах вовлеченность ниже:
- в Москве и Санкт-Петербурге — 37%;
- городах-миллионниках — 29%;
- в больших городах с населением 500-950 тыс. человек — 28%
- в городах 100-500 тыс. человек - 52%
- в селах — 51%.
ВЦИОМ предполагает, что спортивные секции и занятия — это своего рода «классика» дополнительного образования, но в условиях более широкого выбора, как в мегаполисах, родители (а может быть, и сами дети) отдают предпочтение не спорту, а другим видам активности.
Тройку самых популярных видов спорта по результатам опроса составляют:
- единоборства (11%)
- плавание (10%)
- и хореография, танцы (8%).
Игровые виды спорта заметно уступают.
Мальчики чаще девочек занимаются единоборствами (16% против 4%), плаванием (12% против 6%), футболом (8% против 2%). Девочки чаще выбирают танцы (16% против 1%) и гимнастику (6% против 1%).
О посещении детьми спортивных занятий заявили 45%, а хотели бы, чтобы дети посещали такие занятия, 82%. Чаще всего родители хотят, чтобы их дети ходили на плавание (28%) и единоборства (27%), то есть выбирают такие направления, которые могут пригодиться в жизни и даже спасти жизнь. В топ-5 вошли также гимнастика (13%), футбол (12%) и танцы, хореография (11%). Каждый десятый назвал легкую атлетику / бег (10%), еще 5% — фигурное катание, коньки.
Между тем, существует разрыв между желанием ребенка в предпочтении и родителей. Авторы исследования выражают мнение, что желаемый спорт — это вопрос престижа, а то, каким спортом ребенок занимается на самом деле, — вопрос реальных возможностей. По результатам опроса, плаванием занимаются 11%, а запрос на такие занятия достигает 28%, в два с половиной раза больше. Похожая ситуация с единоборствами (10% против 27%), футболом (5% против 12%), гимнастикой / художественной гимнастикой (3% против 13%).
Родители мальчиков и девочек называют разные виды желаемого спорта. Гендерная специфика обусловлена, по-видимому, восприятием различных видов спорта как «мужских» и как «женских».
По мнению родителей, чаще всего дети не посещают дополнительные физкультурно-спортивные занятия и секции, потому что не хотят (23%), в большей степени так думают о детях старше 11 лет. На втором месте в рейтинге причин — финансовые ограничения, нехватка средств на оплату таких занятий (20%). Проблема особенно актуальна для семей с плохим материальным положением, здесь этот фактор основной — 45%.
Опрос показал, что россияне возлагают надежды на развитие детского спорта преимущественно на государство — 81%, в их глазах это основной субъект. Остальные варианты звучат заметно реже: коммерческие организации, работающие в спортивной сфере (фитнес-клубы, спорткомплексы, частные спортшколы и так далее), — 25%, сами родители — 24%, некоммерческие организации — 16%, крупный бизнес — 13%. Такие результаты могут говорить как о том, что государству больше доверяют в вопросах развития детского спорта, так и о том, что участие других субъектов менее заметно. В том числе ожидания от крупного бизнеса минимальны, значит, такие практики людям знакомы меньше всего.