Гладиаторские бои – символ Римской империи – не просто кровавое зрелище. Вокруг состязаний профессиональных бойцов была создана настоящая индустрия, которую во многом копируют сегодняшние спортивные менеджеры. При этом в судьбе самого массового развлечения Древнего мира немало поучительного.
Начало
Открывателями гладиаторских боев были этруски – народ, ассимилированный в самом начале истории Рима. Однако именно римляне превратили этот обычай в зрелище, а затем и в индустрию, на опыте которой базируются все современные массовые развлечения. Нужно признать, что не Олимпийские игры, а именно бои гладиаторов и бега на ипподромах заложили традиции профессионального спорта.
Первый бой состоялся в 264 году до н. э. В 105 году до н. э. гладиаторские бои вошли в число публичных зрелищ, а их устройство стало обязанностью магистратов. Вскоре организация гладиаторских боев становится средством завоевания популярности и голосов на выборах. Впоследствии был даже принят закон, запрещающий кандидатам устраивать гладиаторские бои. Тем не менее это правило зачастую удавалось обойти, так как закон не запрещал частному лицу проводить бои под предлогом поминок по родственнику. Постепенно организация состязаний гладиаторов превратилась в инструмент реальной политической борьбы и контроля общественного мнения, что впоследствии привело к фактической монополизации индустрии профессионального спорта государством.
Арены
Амфитеатры строились в первую очередь для проведения гладиаторских боев, но при этом являлись многофункциональными сооружениями. Они были специально оборудованы (в том числе туалетами), имели постоянный штат обслуживающего персонала. Вход на арену был бесплатным, но занимать места зрители могли только в определенных ложах, соответствующих их общественному положению. В регионах с жарким климатом арены были оборудованы насосами, создающими искусственный дождь и поддерживающими комфортную для посетителей температуру. На крупных аренах существовало также искусственное освещение, поэтому состязания могли проходить и в темное время суток. Так как в больших городах с развитой культурой посещения амфитеатров многие зрители (в основном молодые мужчины) приезжали на арену на лошадях, на прилегающей территории отводились специальные места – прообразы парковок на современных стадионах.
В перерывах между боями зрителей развлекали артисты: фокусники, эквилибристы и клоуны. На аренах зрителям бесплатно подавали еду и напитки – качество кейтеринга и разнообразие предлагаемых блюд различались в зависимости от престижности ложи. Алкоголь в амфитеатрах находился под запретом. Начиная с ввода в строй Колизея, на аренах формируется традиция заключения пари на исход того или иного состязания.
Бюджет
Все амфитеатры были муниципальными сооружениями. Каждая арена функционировала в соответствии с заранее утвержденным календарем. Частные лица также могли проводить состязания на собственные средства, при этом плата за аренду самого объекта не взималась. Правда, гладиаторские бои как частная инициатива были характерны для Рима времен республики, в имперский же период большая часть соревнований стала оплачиваться государством. Тогда и был сформулирован жесткий регламент соревнований. Игры стали делиться на пять разрядов, четыре из которых считались высшими. Категория игры определялась бюджетом мероприятия. Соответственно, в играх высшего разряда как минимум половину участников составляли высококлассные, известные гладиаторы.
На каждое состязание выделялось от 30 до 200 тысяч сестерциев, что было сравнимо со стоимостью снаряжения военной кампании. При этом рекордная сумма, выплаченная за участие в состязаниях одному гладиатору первого класса, составила 15 тысяч сестерциев.
Гладиаторы
Гладиаторами становились не только рабы, преступники или пленники, но и свободные граждане. И если гладиаторские школы покупали себе невольников, в том числе из других школ, то свободный гражданин попадал в школу после подписания контракта. Человек, ставший гладиатором, например, по приговору суда, получив впоследствии свободу, мог заключить со школой новое соглашение и вернуться к ремеслу.
Гладиаторские школы одновременно выполняли функции агентов, получая комиссионные с гонорара спортсмена, и спортивных обществ, где гладиатор жил, тренировался, получал медицинскую помощь.
Необходимой для выступлений экипировкой располагали и гладиаторские школы, и арены, на которых про- ходили представления.
В контракте, помимо обычных условий, как то: срок найма и заработная плата, оговаривались особые условия, связанные с риском для жизни и здоровья. Что касается оплаты, то даже новичку за один бой могло выплачиваться вознаграждение, эквивалентное полугодовому жалованью легионера. Успешные гладиаторы также получали от благодарной публики ценные подарки – известно, что император Нерон подарил дворец своему любимцу Спикулу.
В начале I века н. э. неожиданную конкуренцию мужским боям составили женские. В течение примерно ста лет состязания женщин-гладиаторов даже превосходили их по популярности. Однако затем интерес начал угасать, а в начале II века до н. э. профессия бойца была законодательно закрыта для женщин.
Процесс подготовки хорошего бойца был продолжительным и затратным, поэтому убивать его на арене было попросту нецелесообразным. Во время боев погибало примерно 10 % гладиаторов – цифра пугающая, однако нужно учитывать и то, что процент гибели рабочих, например, на крупных стройках во времена Римской империи был несоизмеримо выше, чем сейчас. Многие бойцы погибали в результате ранений, от столбняка или других инфекций, однако шансов на получение медицинской помощи у них было куда больше, чем у обычного гражданина и тем более раба. Кстати, в гладиаторских школах начинали свой путь многие известные медики, в том числе и придворные лекари римских императоров.
Реклама и болельщики
Для анонсирования мероприятий изготавливались специальные афиши, на аренах зрители могли получать листовки – прообразы программок, в которых, помимо данных об участниках, могла размещаться платная реклама.
Спортивные репортеры появлению своей профессии обязаны ланиста – владельцам и тренерам школ гладиаторов. Именно они платили разносчикам слухов, которые подробно описывали подготовленность того или иного спортсмена, его физическое состояние, перипетии личной жизни и взаимоотношения с будущими соперниками.
В наиболее развитых регионах индустрия гладиаторских боев была особенно разнообразной. Так, в Помпеях болельщики имели возможность купить фанатскую атрибутику, например таблички и флаги с именами гладиаторов. Выпускалась также сувенирная продукция в виде открыток и мелких предметов с изображениями знаменитых бойцов. После боя гладиаторы могли раздавать автографы.
Учитывая возрастающую конкуренцию в индустрии развлечений, со временем в школах их также стали учить актерскому мастерству, умению держать себя на арене.
Закат
В эпоху своего расцвета индустрия гладиаторских боев кормила сотни тысяч профессионалов: бойцов, тренеров, медиков, торговцев и управленцев. Однако самим устроителям состязаний прибыли они не приносили. Все расходы в конечном счете ложились на плечи государства, вмешательство которого на начальном этапе и превратило ритуальные сражения в самое массовое из развлечений.
Причиной исчезновения гладиаторских боев принято считать неприятие подобных зрелищ христианской церковью. Однако центром их существования всегда оставался запад империи, где власть императоров-христиан, поставивших бои вне закона, рухнула через 70 лет после их запрета. Кроме того, на востоке империи индустрия со всеми присущими ей атрибутами пережила второе рождение. Правда, о былой массовости речь уже не шла, и профессиональный спорт сосредоточился вокруг Константинопольского ипподрома. Церковь не желала мириться скорее с масштабами явления, чем с его формой.
Основной причиной гибели гигантской индустрии гладиаторских боев стала государственная монополия на их проведение. Предпринимательская инициатива искусственно сдерживалась, зрителей в течение нескольких веков приучали к бесплатному развлечению – в результате организация состязаний стала для империи слишком дорогим удовольствием. Об этом полезно вспомнить тем, кто продолжает вливать бюджетные средства в профессиональные спортивные клубы.
Спортивный ритуал
Изначально публичные бои были частью поминального обряда этрусков. Причем для любого воина участие в них было почетным. Первое зафиксированное в римских хрониках состязание прошло на Бычьем рынке в ходе поминок по Бруту Пере – сенатору этрусского происхождения.
Колизей
Современная конструкция спортивных трибун и система заполнения арен практически полностью копируют римские амфитеатры. Главный стадион древности, римский Колизей, может служить эталоном в вопросах безопасности, сроков эксплуатации и многофункциональности. Вместимость арены достигала 80 тыс. человек, при этом десятки тысяч зрителей могли покинуть амфитеатр всего за несколько минут. Кроме того, на арене могли проводиться самые разные мероприятия, включая имитации морских сражений.
Билетная программа
Единственная попытка продавать места на трибунах, предпринятая в 122 году до н. э., едва не закончилась разрушением арены – ее атаковали уже на следующую ночь. Вплоть до своего исчезновения в V веке н. э. это развлечение оставалось бесплатным для зрителей.
Защитный слой
Характерно, что гладиаторы часто выглядели совсем не таким атлетичными, как их изображают. Во время состязаний они получали большое количество порезов, которые, даже не будучи смертельно опасными, могли надолго лишить бойца возможности выступать. Предохранить от подобных неприятностей мог слой подкожного жира – упитанные гладиаторы быстрее восстанавливались. Поэтому основу рациона профессионального спортсмена составляли бобовые.
Первая кровь
В I веке до н. э. фанатские группировки начинают организовывать выезды с целью поддержки своих любимцев. А уже в 59 году до н. э. зафиксирована первая массовая драка между болельщиками. Столкновение произошло в Помпеях, где местные любители гладиаторских боев вступили в кон- фликт с группой фанатов из соседнего Нусера.