Текст: Вера Трушина, представитель управляющей компании «CG «Планета Плюс»
Статистика и дотации
В России построено 322 752 спортивных объекта. Из них в федеральной собственности около 12 тыс., в региональной — 41 тыс., остальные в муниципальной. Более 90% из них — дотационные.
Сейчас ФОКи поддерживает государство, ведь на их базе часто тренируются профессиональные спортсмены и готовится резерв. Однако в стратегии развития спорта до 2030 года указано, что к этому сроку все дотационные объекты должны перейти на коммерческую основу. Хотя время еще есть, нужно уже сейчас менять подход, чтобы адаптация к новым условиям была безболезненной.
Современные сооружения с качественным ремонтом, дорогим оснащением и актуальными системами безопасности, казалось бы, должны стать точками притяжения и как минимум заинтересовать местных жителей. Но этого не происходит из-за проблем в управлении.
Стандарты и мотивация
Чтобы сделать объект прибыльным, для начала нужно провести комплексный анализ. Следует оценить доходно-расходную часть, трафик, спрос, конкурентов, найти внутренние резервы и экономическое обоснование для затрат. Стоит внимательно отнестись к структуре управления. Начинающие руководители часто считают себя главными экспертами и вовлечены буквально во все аспекты. Лучше найти грамотных специалистов, поставить им конкретные задачи и строго контролировать выполнение.
Кроме того, не все улучшения на объектах требуют затрат. Например, можно повысить качество сервиса за счет внедрения стандартов работы и системы мотивации. Пропишите в документе, как администратор должен встречать клиента, что ему говорить и как прощаться. Что касается мотивации, то обычно оклад и процент стимулируют недостаточно. Разработайте KPI-показатели, направленные на сервисную составляющую, чтобы каждый сотрудник мог сам контролировать зарплату.
Реклама и всесезонность
Есть и другие инструменты, и методы, которые мы испробовали на практике. Во-первых, мы сделали ставку на частный бизнес. В городе много спортивных клубов и секций, у которых есть все что нужно для развития, но им не хватает качественных площадок. Мы сделали им предложение, и часть на него откликнулась. За два года работы привлекли к себе 38 коммерческих секций для разного возраста, в которых занимается более 450 детей и взрослых.
Благодаря такой модели мы не только заработали, но и сэкономили на рекламе. В государственных комплексах на нее обычно деньги не выделяют, а частный бизнес ориентирован прежде всего на продвижении. Это включает наработанные технологии в маркетинге, клиентские базы и значительные рекламные бюджеты.
Мы также уделили особое внимание pr-стратегии. О нашей площадке почти не знали на федеральном уровне, и, чтобы это исправить, мы отправили пресс-релизы в СМИ и опубликовали информацию о себе во всех бесплатных каталогах и порталах о спортивных площадках.
Во-вторых, мы не снижали темпы работы в низкие сезоны, то есть в новогодние и майские праздники, а также в период летних каникул. Обычно в это время государственные учреждения уходят в отпуск, но мы придумали как удержать число посетителей на прежнем уровне за счет спортивного туризма, сборов для профессиональных команд, организации марафонов и детского спортивного кэмпа.
В-третьих, мы провели несколько мероприятий – концерты, конгрессы и выставки. Они тоже принесли нам доход.
Благодаря этим инструментам мы увеличили загрузку Дворца игровых видов спорта в Иванове на 80% всего за год. Такие методы улучшают финансовые показатели объекта и помогают вывести его из разряда дотационных.