Вывести на свет
Главный футбольный стадион Петербурга изначально строился как многофункциональное сооружение, поэтому установленное на арене световое, лазерное и мультимедийное оборудование имеет двойное назначение. Его используют для коротких, но эффектных шоу перед матчами «Зенита», во время коммерческих мероприятий, а этой зимой – в «Космосе». Так называется часовое аудио-визуальное представление, которое идет на стадионе с 6 декабря.
«Системы установили в рамках совместного проекта клуба, стадиона и компании «Газпром-Нефть» по технологическому оснащению арены, – рассказал директор по развитию стадиона Игорь Смирнов, – На арене появилось много нового мультимедийного, светового и лазерного оборудования от ведущих производителей. Работы шли более трех лет, и летом этого года завершился один из этапов. Все оборудование импортное, но мы закупки осуществлялись достаточно давно, поэтому проблем с поставками не было».
Игорь Смирнов уточнил, что с точки зрения технического оснащения ориентиром стал стадион «Ювентуса». Матчи туринцев предваряют впечатляющие световые представления, и теперь что-то похожее хотят повторить и на других объектах.
Мультимедийные возможности «Газпром-Арены» расширили благодаря двум дополнительным экранам. Теперь их четыре, каждый – 10 на 30 метров. Кроме того, на уровне лож появилась кольцевая фасция – фактически еще один LED-экран, который опоясывает ярус.
К новому световому оборудованию относится в том числе архитектурная подсветка крыши, выходов с секторов, а также несколько уровней динамического света. Также на стадионе установлены генераторы дыма и углекислого газа. Восемь лазерных приборов мощностью 34 Вт разместили на ездовых фермах крыши арены и над выходами с секторов первого яруса. С их помощью можно проецировать изображения на газон, например, при объявлении составов перед матчем.
Стоимость оборудования и работ Игорь Смирнов не раскрывает. Но он подчеркнул, что техническое оснащение продолжится: в планах – модернизация архитектурной подсветки центральной лестницы стадиона.
Не все сразу
Шоу «Космос» использует последние высокотехнологичные новшества арены в сфере света, лазеров и мультимедиа. Его будут показывать всю зиму – до возобновления чемпионата России. Причем в некоторые дни запланированы два или даже три сеанса. Подготовка шоу заняла у студии Fox Motion несколько месяцев.
«До этого мы собирали графику для церемонии открытия Европейских игр, концертов Игоря Крутого, Клавы Коки и других музыкантов, – рассказал генеральный директор Fox Motion Артем Адырхаев. – Но шоу на «Газпром-Арене» сравнивать с ними некорректно. С одной стороны, концерты длятся дольше, а с другой – в «Космосе» нет перформеров, то есть певцов или актеров. Наше представление – это скорее техноарт, и я не помню, чтобы где-то на стадионе делали что-то похожее».
По словам Артема Адырхаева, перед авторами не стояла задача во что бы то ни стало использовать все оборудование в полном объеме, иначе в каждом номере шоу были бы задействованы и лазеры, и свет, и мультимедиа, но такая концентрация эффектов не всегда уместна. На арене больше тысячи приборов, и если их включить все сразу, никто ничего не увидит.
«Нам повезло учиться у людей с опытом проведения шоу мирового уровня, – продолжает Адырхаев. – У них подход такой: все собирается руками, а потом автоматизируется до такой степени, чтобы оператор был лишь зрителем. Во время сеанса ему ничего не нужно делать, потому что позади – огромный препродакшн, в котором задействовано очень много людей».
Шоу разработано строго под «Газпром-Арену» и конкретное оборудование, а также с учетом того, как оно смонтировано на стадионе. То есть гастролировать по другим площадкам оно не сможет – для них нужно собирать представление заново или как минимум - серьезно его адаптировать.
Аудитория каждого сеанса «Космоса» небольшая. Хотя арена вмещает около 60 тысяч зрителей, билеты на шоу продаются только на два сектора нижнего яруса, где могут разместиться до 1300 тысяч. Организаторы называют эту часть трибун – точкой идеального зрителя. Вне зависимости от того, на каком месте сидит человек, угол обзора, а вместе с ним и ощущения от просмотра будут примерно одинаковые.
Финансовую сторону шоу организаторы не раскрывают. Но Игорь Смирнов подчеркивает, что «Космос» – это коммерческий проект, который также демонстрирует возможности стадиона.
Фото: «Газпром-Арена»