24 апреля на экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся круглый стол на тему «Спорт в России и в мире. Кризисные тенденции и банкротство в современном спорте». Организатором мероприятия выступил Центр спортивного менеджмента ЭФ МГУ.
Третий по счёту круглый стол открыл Вадим Маршев, заслуженный профессор МГУ и член Международной федерации лёгкой атлетики ИААФ. В своём приветственном слове он отметил важность спортивной индустрии как отрасли и отметил мультипликативный эффект, который оказывает спорт на ВВП.
Владимир Агеев, риск-менеджер департамента рисков ОАО «Банк Петрокоммерц», познакомил аудиторию с зарубежным опытом банкротства спортивных организаций. Он отметил позитивный пример Германии, где было зафиксировано лишь два случая банкротства за 22 года, и в частности, кейс о трудностях и возрождении дортмундской «Боруссии» в начале прошлого десятилетия. Среди других упомянутых случаев – «Фиорентина», «Лидс», «Ливерпуль» «Наполи», ряд испанских клубов и «Глазго Рейнджерс», находящийся в трудном положении, но постепенно выбирающийся из него благодаря армии болельщиков. Особый пример – клуб НХЛ «Финикс», который в период финансового неблагополучия был куплен Лигой. В конце выступления спикер обратил внимание на математические модели, основные выводы которых: а) сила клуба зависит от его популярности; б) если доля расходов относительно доходов ограничена, конкурентное неравенство исчезает.
Спортивный директор Российской Федерации баскетбола Дмитрий Домани в своём выступлении отметил опасную тенденцию в отечественном баскетболе, когда клубы имеют только одного спонсора. Такая ситуация потенциально может привести к серьёзным последствиям, включая банкротство.
Вице-президент Института независимой экспертизы и права Алишер Аминов рассказал о кризисных тенденциях в российском футболе. В РФПЛ всего 4 частных клубов из 16: 3 клуба финансируются госкорпорациями, у остальные имеют смешанное финансирование. В 2011 году государство потратило на профессиональные клубы 800 млрд евро. В следующем сезоне эта цифра выросла на 30%. Клубы самостоятельно зарабатывают примерно 5-7 млн евро. Участники еврокубков – от 9 до 30 млн евро. Этого абсолютно недостаточно для покрытия расходов. Профессиональный футбол в глубоком кризисе. Отсутствует должный механизм правового регулирования, спонсоров государство назначает «сверху». Главные пролблемы клубов – закрытость и раздутость фонда оплаты труда, и также трансферных сумм. "Футбол становится объектом социальной ненависти у людей, считающих, что государство косвенно вынуло миллиард из их кармана и отправило на футбол", - добавил Алишер Аминов.
Член команды по продвижению Объединённого чемпионата Андрей Симонов высказал идею о необходимости новой бизнес-модели для российских клубов. Без государственных денег Россия рухнет резко вниз в таблице коэффициентов УЕФА. В Англии максимальная разница между доходами от телетрансляций между первой и последней командой АПЛ составляет 1,57 раз. Вылетающие команды получают 60 млн фунтов за 4 года и иногда живут на эти «парашютные деньги». В МЛС функционирует система закрытой лиги. Лига владеет всеми клубами, клубы передают ей часть билетной выручки, а она распределяет доход между клубами. В какой-то степени бедные клубы живут за счёт богатых. Впрочем, неизвестно, приживётся ли такая модель в России.
Владимир Сараев, заместитель Председателя Экспертного совета по физической культуре и спорту Комитета Совета Федерации по социальной политике, внес предложения по улучшению правового регулирования деятельности руководителей спортивных организаций. Во-первых, они не должны назначаться без конкурса. Во-вторых, должна быть внедрена сертификация руководителей. В-третьих, необходимо разработать профессиональный стандарт «руководителя спортивной организации».
Ректор Высшей школы приватизации и предпринимательства Виталий Кошкин выделил две причины банкротства: неэффективный менеджмент и неэффективный собственник. Чаще всего в российских клубах случаются две беды одновременно. Его позиция однозначна – в наших условиях заграничные модели не работают. Существуют определённые серьёзные проблемы. Частники не идут в спорт сами, это им это невыгодно. Тогда остаётся два пути: мобилизация госактивов или выкуп предприятия сотрудниками в кредит. Кредит выплачивается из доходов клуба, что мотивирует сотрудников работать эффективнее.
Сергей Алтухов, заместитель генерального директора «Дирекции спортивных и зрелищных мероприятий» Департамента физической культуры и спорта города Москвы, рассказал о новой реальности после Олимпиады. Если раньше в Москве ежегодно проводилось 4-6 соревнований высшего класса, то теперь всего одно. Администрация Москвы начала считать деньги. Другой вопрос – вопрос ответственности. Например, банкротство города Детройт сказалось на хоккейной команде «Ред Уингз». Кроме того, он высказал идею о личной уголовной ответственности за банкротство спортивной организации и запрете на профессиональную деятельность.
Генеральный секретарь РФС Анатолий Воробьёв кратко описал Стратегию развития футбола 2020. Главное внимание было уделено созданию независимого рейтингового агентства, оценивающего развитие футбола в регионах, финансовую устойчивость и эффективность работы региональных федераций.
Журналист Константин Выборнов призвал коллег переходить от обсуждения проблем, о которых не может быть двух мнений, к практике. Но предостерёг от слепого копирования европейских моделей и прямого сравнения.
В заключительном слове Вадим Маршев поблагодарил собравшихся за активное обсуждение проблемы и упомянул этическую проблему российского спорта.
Следующий круглый стол состоится в конце сентября – начале октября.