Арена для единоборств, где был Хабиб Нурмагомедов и выступал оркестр классической музыки
Текст: Сергей Яременко
В последние пять лет в Санкт-Петербурге появилось несколько масштабных спортивных сооружений – от «Хоккейного города» до стадиона на Крестовском острове. На общем фоне введение в строй «М-1 Арены» в феврале 2018 года осталось почти незамеченным. Строительство за счет частных средств и без скандалов обошлось без повышенного внимания прессы. Хотя комплекс его, конечно, заслуживает.
«Тинькофф Арена»
- Зрительный зал-трансформер вместимостью до 4,5 тыс. человек (в концертной конфигурации с танцполом)
- 23 VIP-ложи общей вместимостью 219 человек
- Гардероб на 2,5 тыс. мест
- 3 зоны кафе
- 8 гримерных комнат
- 4 спортивные раздевалки
- 2 склада
- 2 грузовых подъемника
- Уличный паркинг на 300 мест
Десять лет и полтора миллиарда
Впервые о создании в Санкт-Петербурге Академии боевых искусств заговорили еще в 2008 году, но кризис заставил отложить эти планы. В итоге строительство началось только в середине 2015-го, а проект здания за это время полностью изменился. Глава промоутерской компании M-1 Global, организующей турниры по смешанным единоборствам, Вадим Финкельштейн предполагал, что работы займут полтора года, и оценивал инвестиции в ₽1 млрд. В итоге строительство продолжалось 2,5 года при том, что дизайн здания еще немного упростился. А суммарные вложения в проект выросли до ₽1,5 млрд. Открылся же спорткомплекс под названием, отсылающим к главному инвестору, – «М-1 Арена». А первым мероприятием логично стал стал турнир М-1 Challenge.
Инвесторы планируют вернуть свои вложения, но понимают, что быстро это сделать не получится. Финкельштейн говорил, что расходы можно отбить за 8–10 лет, однако и этот срок выглядит оптимистичным. Тем более что арена, несмотря на свою универсальность и возможность одинаково успешно работать и в спортивном, и в концертном режимах, пока не вышла на максимальную загруженность.
Под куполом
Основная функция арены – проведение спортивных соревнований, но ее фишкой является уникальная акустика, подходящая для живых концертов. Зрительный зал накрыт овальным куполом из деревянного бруса. Этот потолок идеально подходит даже для классической музыки, позволяя звуку распространяться так, что его отлично слышно в любой точке без дополнительного усиления.
40 тонн подвешенной нагрузки могут выдержать деревянные балки купола арены
Основными спортивными событиями арены остаются MMA и бокс. Проводятся и мероприятия, косвенно связанные со спортом. Например, встреча чемпиона UFC в легком весе Хабиба Нурмагомедова с болельщиками или Петербургский спортивныйфорум. Но доля спорта в общем числе крупных мероприятий постепенно снижается. С середины октября до конца декабря 2019 года в расписании комплекса было 12 крупных событий, среди которых семь музыкальных шоу, стендап Данилы Поперечного и «Ночь пожирателей рекламы».
Источники дохода
Выручка арены – ₽10–12 млн в месяц. Основные источники прибыли – мероприятия и субаренда. Из 12 тыс. кв. м. ровно четверть отведена под коммерческие помещения. При средней ставке ₽1,5 тыс. за квадратный метр в месяц это может приносить до ₽4,5 млн ежемесячно. Самые заметные арендаторы – ресторан Kristoff и салон мотоциклов Harley-Davidson. Готовится к открытию и еще один ресторан – Marcus, особенностью которого станет панорамный вид на Финский залив.
Корпоративные мероприятия тоже важный источник заработка. Минимальная арендная ставка – ₽240 тыс., но стоимость может меняться в зависимости от даты проведения и технической оснащенности мероприятия.
1084 места на «Тинькофф Арене» расположены на телескопических трибунах, которые легко убираются для расширения зала. Стационарные трибуны рассчитаны на 799 мест
Существует и стандартное пакетное предложение для корпоративов: «все включено» за ₽500 тыс.
Дополнительную прибыль приносит нейминг спорткомплекса. С июня 2019 года он стал называться «Тинькофф Арена». Договор заключен на три года с возможностью пролонгации, но сумма не раскрывается. Клиенты «Тинькофф банка» могут получать повышенный кэшбек за покупку билетов на арену и пользоваться VIP-входом.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №3 (39) ноябрь 2019