Генеральный менеджер крупнейшей киберспортивной организации мира Роман Дворянкин делится впечатлениями от главного турнира года
Год назад редактор Sports.ru Ярослав Комков написал отличный текст о поездке на чемпионат мира по Dota 2 в Сиэтл. Я тогда только присоединился к ведущей российской киберспортивной организации Virtus.pro и показывал этот материал многим друзьям и знакомым, которые не понимали, куда я пошел работать.
За следующие 12 месяцев мне посчастливилось побывать на десятке турниров в разных концах света. Я видел ревущую 15-тысячную толпу в Кельне, скандирующую «USA! USA! USA!», арену «Бруклин Нетс» в Нью-Йорке, Дворец искусств «Украина» в Киеве, в едином порыве болеющий за российско-украинский состав Virtus.pro по Dota 2… И все это время я с нетерпением ждал поездки на The International, чтобы своими глазами увидеть, как проходит главный киберспортивный турнир года.
Теннисные аналогии
По структуре сезона киберспорт похож на теннис. Турниры разной степени престижности равномерно распределены по всему сезону. Несколько раз в год проходят «мейджоры» – их можно сравнить с «Большим шлемом». А в августе – The International (TI), это уровень олимпийского турнира или итогового чемпионата, венец сезона, событие, ради которого люди играют в «Доту» по всему миру. Нет ничего престижнее и желаннее победы на TI.
Организаторы крупных турниров выдают прямые приглашения сильнейшим командам мира (аналог «сеяных» теннисистов), дополнительно в основных регионах (Северная и Южная Америка, Европа, Китай, ЮгоВосточная Азия, СНГ) проходят квалификации.
Команды за счет принимающей стороны прилетают, размещаются в четырех- или пятизвездочном отеле, там же играют групповой этап. А уже плей-офф проходит на крытой спортивной арене или в крупном концертном зале с большим количеством зрителей. Всего игры занимают около недели, при этом главная аудитория остается онлайн – решающие матчи в прямом эфире одновременно смотрит по несколько миллионов человек.
За 11 лет работы в спорте я был на крупнейших мероприятиях, много чего видел изнутри в качестве организатора: чемпионат мира по футболу в Бразилии, Олимпийские игры в Сочи, выставочные игры клубов НХЛ в трех странах Европы, несколько Гран-при «Формулы-1», пару финалов Лиги чемпионов. Могу сказать, что киберспорт во многом похож на обычный,только с отставанием в 20–30 лет: зарплаты отличаются на порядок, нет агентов и профсоюзов, традиционные рекламодатели только начинают понимать преимущества работы в индустрии. Зато ведущие киберспортивные турниры в организационном плане по сути уже не отличаются от крупных событий классического спорта. Так что от TI 2017 я ждал настоящего мастер-класса. Тем более его организует сам издатель игры – компания Valve.
За счет фанатов
Первые два турнира The International имели фиксированный призовой фонд – $1,6 млн. В 2013 году была введена новая система – теперь лучшие команды мира разыгрывают 25% от стоимости купленных в течение года рядовыми пользователями «боевых пропусков» (используются для открытия новых карт, получения различных предметов и преференций). С тех пор призовые неизменно растут. В 2014-м году они превысили $10 млн, в 2016-м – $20 млн, в а 2017-м счетчик остановился на сумме $24 787 916. Почти половину из этих денег ($10,9 млн) получили чемпионы Team Liquid. Команда Virtus.pro поделила пятое-шестое места и заработала $1,1 млн.
Туристы с фастфудом
Начало было многообещающим. Еще в марте организаторы связались с несколькими десятками ведущих команд по всему миру, чтобы уточнить, есть ли у игроков американские визы, и порекомендовать озаботиться ими сильно заранее. Но возникли и вопросы. В приглашениях Valve указан тип B1/B2, то есть туристическая или бизнес-виза. Мне как генменеджеру команды это позволяет свободно и легально въехать на территорию США, а вот игроки, комментаторы, операторы и прочие связанные с организацией турнира люди, получается, вынуждены обманывать американских пограничников, сообщая, что приехали посмотреть турнир или просто сопровождают команду и не намерены работать. И если с обслуживающим персоналом это, в общем, стандартная практика, то тот факт, что профессиональные спортсмены едут на чемпионат мира по туристической визе, кажется мне странным.
Valve известна уникальной корпоративной культурой. В компании по сути нет начальников, люди во многом предоставлены сами себе и могут выбирать интересные проекты для самореализации. Такая схема наверняка отлично работает, когда нужно делать лучшие в мире игры, но не факт, что она оптимальна при подготовке крупных мероприятий.
В это сложно поверить, но на турнире с призовым фондом в $24 млн не оказалось нормально организованного питания для участников. Например, в дни плей-офф, когда команды играли на арене, питание в отеле не предоставлялось вообще. Так что вылетевшие команды решали проблему самостоятельно. А на стадионе кормили строго по расписанию, и если тебе не повезло играть в одно время с обедом, то… Команды могли бесплатно заказать пиццу, хот-доги, бургеры, наггетсы и базовые салаты, а чипсы, сладкие батончики и газировка предоставлялись в безлимитных количествах. Похоже на рацион чемпионов?
К сожалению, на турнире не осуществлялся допингконтроль, а проверка игроков перед выходом на сцену на наличие запрещенных предметов (телефонов и других передающих устройств) напоминала фарс. Я уверен в своих ребятах и надеюсь, что наши соперники тоже следовали принципам честной игры, но полное отсутствие преград для махинаций – это странно.
***
Последний год для меня – период безумного драйва и радости от того, что я работаю в одной из самых перспективных и быстро растущих индустрий в мире. Поездка на главный турнир сезона могла стать венцом отличного года, но скорее укрепила меня в мысли, что киберспорту еще есть куда расти.
Текст: Роман Дворянкин, Virtus.pro
Фото: Valve