Национальный теннисный центр имени Хуана Антонио Самаранча в Москве будет достроен к 2017 году, заявил президент Федерации тенниса России (ФТР) Шамиль Тарпищев. Строительство теннисного центра продолжается с 90-х годов прошлого века.
"Мы с президентом Международной федерации тенниса Франческо Риччи Битти побывали на стройке Национального теннисного центра имени Хуана Антонио Самаранча, - сообщил Тарпищев на пресс-конференции. - Там сейчас идет строительство восьми крытых кортов. Центр планируется достроить к 2017 году".
Национальный Теннисный Центр имени Хуана Антонио Самаранча функционирует уже восемь лет. В скором времени руководство Федерации Тенниса России планирует сделать из него многофункциональную спортивно-досуговую базу. Она будет служить одновременно федеральным теннисным учебно-тренировочным центром, местом проведения всероссийских и международных соревнований, фитнес-клубом «по месту жительства» и городским спортивным курортом.
На сегодняшний день НТЦ выполняет лишь одну из обозначенных функций, являясь прекрасной теннисной базой. В эксплуатации - 15 кортов (включая 4 закрытых, под воздухоопорными конструкциями) и 7 площадок для пляжного тенниса. За время существования центра проведено большое количество юношеских и ветеранских чемпионатов России по теннису, 7 теннисных юношеских чемпионатов Европы, 3 чемпионата мира по пляжному теннису (включая нынешний, стартующий 17 июля). Одновременно корты НТЦ служат резервной тренировочной ареной кубка мира по пляжному волейболу.
Общая территория НТЦ – 12 гектаров. Помимо кортов, здесь есть тренажерный центр, административное здание и строящиеся «Дворец тенниса» и гостиница.
Территория включает также береговую зону Химкинского водохранилища. В солнечный день так и хочется спуститься с кортов к воде. Качающиеся деревянные мостки, утки с утятами, заросли водяных лилий – все это, конечно, действует умиротворяюще. Однако пока берег выглядит диким. «Дворец тенниса», который, кстати, планируется сделать многофункциональным (8 кортов, трансформирующихся при необходимости в 1 центральный с трибунами и 1 тренировочный) – это на сегодняшний день котлован размером с гектар. Там идут бетонные работы. В общем, почти долгострой.
- Конечно, хотелось бы запуститься в два, в три раза быстрее, - говорит вице-президент ФТР Алексей Селиваненко (на фото). – Но это московская действительность: такие проекты в принципе реализуются не за один год. Необходимо учитывать, к примеру, сложности с городскими инженерными сетями и с энергообеспечением, которые возникли у нас на этом участке. Есть специфика по потокам транспортной техники. На сегодняшний момент, несмотря на то, что Центр уже функционирует как единая территория, мы пока не можем даже убрать заборы – сначала нужно закончить строительство многофункциональной арены.
Известно: главная проблема строящихся спортивных объектов – это срок их окупаемости. В случае НТЦ никто, похоже, вообще не строит иллюзий: на вопрос «Сколько нужно времени?» Селиваненко отвечает «Бесконечность». И уточняет: «Вернее будет сказать, что он, как и большинство крупных спортивных объектов, не окупится никогда». Генеральным партнером строительства многофункциональной теннисной арены и гостиницы является ВЭБ. Лишь благодаря этому партнерству возможно осуществить задуманное. У каждого из остальных трех объектов (открытые теннисные корты, фитнес-центр и административное здание), по словам Алексея, свой источник финансирования, свой инвестор, перед каждым из которых – свои коммерческие обязательства.
Пессимистичные прогнозы по общей окупаемости, однако, не мешают руководителям будущей супер-базы планировать весь набор современных управленческих и маркетинговых шагов и методов, которые позволят хотя бы достойно содержать действующие и будущие объекты. В то же время здесь беспокоятся не только о коммерческой оставляющей, но и концептуально об имидже места и уже сложившихся традициях.
Например, сдавать в аренду территории под развлекательные мероприятия планируется выборочно. «В первую очередь это будут крупные корпоративные мероприятия наших партнеров, партнеров Кубка Кремля, - говорит Селиваненко. - В летний период у нас каждая неделя расписана: теннис, пляжный теннис и пляжный волейбол. Концепция городско спортивного курорта, конечно, включает в себя возможность использования территории как-то иначе, но скорее больше в зимний период: на кортах - каток, футбол на снегу и т.д. Различные развлекательные ивенты мы, возможно, тоже будем проводить, но в связке с основной спортивной концепцией. Тренировочная жизнь должна быть организована каждый день, ивенты второстепенны. Дворец тенниса летом может использоваться под концерты и выставки. После открытия всей территории мы, возможно, проведем еще раз презентацию и поговорим со всеми крупными сетевыми рекламными агентствами. Но еще раз подчеркиваю: всеми этими мероприятиями все равно затраты не окупить».
Что касается проведения специализированных теннисных мероприятий, которые интересны большой аудитории, и могут приносить ощутимые дивиденды, то в России это, прежде всего, «Кубок Кремля». В этом году, кстати, турниру исполняются 25 лет. Да, мечтать о переносе главного российского турнира в НТЦ приятно, но в том формате, в котором он существует уже много лет – несколько игровых кортов с трибунами, где находится одновременно 4000 человек – это малореально. На сегодняшний день позволить себе подобное может лишь арена в «Олимпийском». Хотя как выражается Алексей «Никогда не говори никогда».
Как вариант заработка, можно рассуждать о продаже названия будущего Дворца тенниса: по примеру ведущих мировых футбольных арен. Но здесь, во-первых, есть исторические факты, которые не обойти: Хуан-Антонио Самаранч, будучи президентом МОК, уделял большое внимание Москве и теннису в целом, и когда Шамиль Тарпищев предложил назвать в его честь Национальный центр, был весьма польщен. В ФТР считают, что с учетом того, какой вклад внес Самаранч в историю спорта, это было и остается уместным. Во-вторых, сравнивать масштабы футбольных супер-стадионов и НТЦ все же нельзя. «Продавать название можно только за адекватные деньги, не за копейки, - считает Селиваненко. – Соответственно, экономические интересы должны совпадать с возможностями. Московская Арена Открытие – это «Спартак» с десятками тысяч зрителей, и да, это отличный пример именно такого совпадения. Мы – нет. Хотя открыты для любого диалога на эту тему. С другой стороны, у нас есть, прежде всего, Внешэкономбанк, который финансирует строительство нашего дворца. Вопрос названия мы с ними обсуждали, и этот вариант рассматривался».
Остаются кейтеринг, коммерческое сотрудничество с кем-то из гостиничных и, возможно, фитнес-операторов и, собственно, непрерывная работа по общему маркетингу и привлечению клиентов. «По кейтерингу: наверняка для кого-то продажа всего питания одной сторонней компании, так называемый якорный кейтеринг, было бы одним из самых удобных вариантов, - комментирует Алексей. – Но мне больше симпатична концепция большого выбора. На каждом объекте у нас будет свое питание. Что касается работы по общему привлечению клиентов, то здесь ситуация такова. В Москве сейчас нехватка теннисных кортов, и у нас нет необходимости привлекать именно теннисных людей. Наша специфика как главной учебно-тренировочной базы конкретного вида спорта - она сама по себе дает маркетинг. Будем также развивать пляжные виды. ФТР станет одним из учредителей ассоциации пляжных видов спорта. Естественно, будет модернизироваться и наш пляж. А как только территория будет функционировать как единый комплекс – открытые и крытые корты, пляжные виды, фитнес, бассейн, гостиница - все будет выстраиваться само собой».
Иными словами – различные объекты и базы с маркетинговой точки зрения должны потянуть за собой друг друга. Ну что ж, новым словом в управлении спортивным объектом и в процессе его коммерциализации это назвать нельзя. Однако очевидно, что в управлении каждой базой есть своя специфика. И она может стать как сдерживающим развитие фактором, так и потенциально – огромным плюсом. И вполне возможно, что определяющим здесь будет именно грамотный менеджмент.
Шоу «Легенды тенниса», проходящее на НТЦ вот уже пять лет, полностью вписывается в концепцию проведения спортивно-развлекательных мероприятий центра. Харизматичные «легенды» съезжаются в Москву, чтобы подарить поклонникам незабываемое зрелище: теннисные матчи, где мастерство сочетается с шутками, театрально-комичными розыгрышами, подтруниванием друг над другом, над собой, судьями и зрителями. С учетом теннисной специфики сделать это не так просто, но в мировом теннисе есть несколько фигур, чувство юмора которых позволяет прекрасно справляться с задачей. Завсегдатаи матчей «Легенды тенниса» в Москве – чемпион Уимблдона- 2001 года хорват Горан Иванишевич и иранец Мансур Бахрами – неоднократный финалист турниров «Большого шлема» Кроме них, в этом году играли Моника Селеш, Мартина Хингис, Евгений Кафельников, Вера Звонарева и мароканец Йонас Эль Айнауи.
Львиную долю расходов организаторов составляют именно гонорары участников матчей. Оплата их перелета в Москву также на плечах принимающей стороны.
С учетом сегодняшних возможностей НТЦ это шоу никак нельзя назвать коммерчески окупаемым. Реализованная билетная программа (в 2014 году было распродано 80% всех билетов), а также продажа VIP-лож – доход не столь существенный, чтобы говорить о прибыли. Права на трансляцию не продаются (зрелище считается чересчур специфичным и не привлекающим внимания той аудитории, которая интересная телевидению). Антураж вокруг кортов – точки питания для зрителей, продажа персонализированных сувениров, выездная торговля от пары-тройки магазинов, «развлекаловка» в виде выездного салона красоты или детской досуговой студии – также бизнесом не является. По словам вице-президента ФТР Якова Шатхина, места для всех участников этого процесса на один день предоставляются безвозмездно, лишь бы это достойно выглядело и понравилось зрителям.
- Подобные мероприятия мы затеваем исключительно в целях пропаганды тенниса. Хотя бы раз в год делать это необходимо, - говорит Шатхин. -- Финансирование осуществляется за счет спонсорской поддержки. В этом году со спонсорами было сложнее обычного: была Олимпиада, после которой спонсоры немного охладели. На предыдущих турнирах у нас были Porsche, Land Rover, Samsung, Bosco. В этот раз - один из дилеров KIA в Москве, Ингосстрах. Ну а основным спонсором является, конечно, ВЭБ. Банк активно занимается популяризацией тенниса, его руководитель Владимир Дмитриев - председатель попечительского совета ФТР.
Опять же, в целях пропаганды большие усилия в этом году были затрачены нами на рекламу мероприятия на телевидении, радио и в социальных сетях – от Первого канала до радиостанции «Серебряный дождь» и Facebook. А вот рекламных баннеров по городу, которые предоставлялись нам раньше в рамках социальной программы, мы на сей раз были лишены.
Если говорить о сопутствующей программе, то кроме самого зрелища, посетителям предлагались пляжный теннис, волейбол, боча. К нам шли семьями, с детьми. Мы задумывали концепцию некоего семейного выходного дня, и, считаю, нам это вполне удалось.
Всего шоу «Легенды тенниса» посетили 1400 человек. Какая-то часть билетов была распространена по спортивным школам. Остальные распроданы. Средняя цена на билеты составляла 2000 рублей. Даже приблизительный подсчет только подтверждает слова представителей ФТР о том, что сделать подобные мероприятия коммерчески выгодными в таком формате довольно сложно. Поэтому они, наверное, и проводятся так редко. Впрочем, существует еще одна проблема: новых лиц на шоу из года в год не появляется. Пробовали приглашать Андре Агасси и Штеффи Граф, Анну Курникову – пока по разным причинам не получается. А жаль. Стоимость билетов «на Агасси и Граф», играющих вместе микст, могла бы ощутимо взлететь…
Автор Святослав Варюхин