5 вещей, которые изменят спорт в ближайшие пять лет
На этой неделе в Нью-Йорке прошла ежегодная конференцию «Advertising Week». Пять дней подряд 1 153 спикера и несколько десятков тысяч гостей обсуждали, каким будет их (и, есть небольшая надежда, наш) мир в будущем на примере самых разных тем — от феминистской революции в поп-культуре и рекламе до влияния полета «Кьюриосити» на Марс на бизнес.
Отдельную панель на «AdWeek» выделили спорту (без феминизма на ней, кстати, тоже не обошлось). Говорили о разном, но основная часть идей и прогнозов, если обобщить, свелась к нескольким направлениям.
Сегодня это, конечно, истории про американский рынок, но я бы не забыл сделать скидку на то, что технологиями, которые они наверняка обсуждали несколько лет назад, мы все уже пользуемся прямо сейчас.
1. Проводов станет меньше, ОТТ больше
Даже если вы никогда не слышали про аббревиатуру OTT, то слышали про Netflix или, например, IVI. ОТТ (over-the-top) — это не более чем способ передачи медиаконтента через интернет. Еще проще — это онлайн-ТВ.
Пользоваться ОТТ можно при помощи смартфонов, смарт-телевизоров, девайсов вроде Apple TV или XBox и простого компьютера. Вариантов несколько. Либо вы покупаете подписку напрямую – например, у лиги – и в один момент получаете доступ к сотням часов видео (но не всегда к прямым трансляциям). Либо видео для вас покупает, например, Твиттер или Amazon, которому вы после этого обязаны просмотром рекламы и информацией о себе.
В этой истории очень много нюансов и рисков (космически дорогие контракты с традиционным ТВ, пиратство), но не меньше и возможностей, особенно для не самых больших лиг и видов спорта. Кроме того, ОТТ — это новые аудитории, которые обычный телевизор игнорируют.
В Штатах такими сервисами в спортивных целях уже пользуются в 16% домохозяйств, а весь рынок ОТТ (не только спорт, но и, например, Netflix) по прогнозам, к 2019 году вырастет до $32 миллиардов.
2. Facebook покажет Олимпиаду
Главная социальная сеть мира думает даже не о завтрашнем дне, а о десятилетии, что для компании с аудиторией в 1,6 миллиарда человек вполне справедливо. По оценкам самого FB (представитель их спортивного офиса тоже заезжал на «AdWeek»), 650 миллионов из них — спортивные болельщики, и каждое новое событие уровня Олимпиады они встречают новыми социальными рекордами.
В 2014-м чемпионат мира обсудили в сети более 350 млн раз, игры в Рио только в США — 160 млн. При этом 100 млн американцев хотя бы раз посмотрели олимпийское видео от NBC из Бразилии, и это уже заставило NBC задуматься, как и где показывать Пхенчхан.
FB планирует и будет показывать спорт, но главное препятствие этому прямо сейчас, как ни странно, качество трансляций. Так как главный источник трафика сети — смартфоны, в FB считают, что обычная эфирная картинка не подходит для маленьких экранов. И думают над тем, каким должен быть спортивный контент для мобильных устройств.
Тестовую премьеру некоего уникального формата обещают уже в октябре; для начала показать планируют футбольный (не путать с соккером) матч школьных команд.
3. Виртуальная реальность действительно станет реальной
Не менее важное направление разработки FB, и спорт — одна из индустрий, в которой виртуальной реальности обещают найти (точнее, уже нашли, но пока не до конца реализовали) полноценное применение. По сути VR может полностью изменить отношения болельщиков и тех, за кого они болеют. Вчера вы смотрели матч на плоском ТВ, сегодня — на смартфоне, завтра — со шлемом на голове так, будто сами находитесь на стадионе и пробиваете золотой виртуальный выезд. Разве что услышат вас только соседи.
При этом Facebook уже сейчас позволяет самостоятельно делать 360-градусные панорамы, то есть готовый контент для VR. Для полноценных виртуальных трансляций технологиям еще надо слегка подрасти, но это просто вопрос времени. И $2 млрд, потраченные FB на покупку «Oculus Rift» — лучшее этому подтверждение.
Пробные трансляции в VR проводили НБА и НФЛ, некоторые тренеры уже используют технологию, моделируя для своих игроков ситуации, с которыми они могут столкнуться в игре. В общем, это будет революция. Просто подождем.
4. Стадионы поумнеют
Для тех, кто все же устоит перед ОТТ и виртуальной реальностью и доберется до трибуны, многое тоже обещает измениться. В Штатах за последние пару лет построили несколько арен, которые тут же объявили памятником (в прижизненном смысле) технологиям. Все — благодаря вайфаю и приложениям для смартфонов.
Свежайший пример — новый релиз от «Сакраменто Кингс», выпущенный как раз к предстоящему открытию нового стадиона. Приложение разделено на две части — одна посвящена команде, вторая — арене. Первая — это полноценный второй экран, который во время игры будет выдавать онлайн-статистику того, что происходит на площадке, и показывать повторы лучших моментов с разных ракурсов. Вторая позволит сориентироваться на стадионе, заказать хот-дог, пересесть на более удобный сектор, отследить очередь в туалет, купить сувениры, пропуск на парковку, вызвать Uber и поговорить с роботом, который в теории знает ответ на любой вопрос об арене.
В следующем году в США откроются еще несколько новых стадионов, в том числе удивительный «Mercedes-Benz Stadium» в Атланте, и, спасибо конкуренции, им тоже нужно будет чем-то удивлять. Опять же, просто чуть-чуть подождем.
5. Одежда расскажет о спортсменах все
Если кто-то вдург решит снять продолжение «Moneyball», сделать это без консультаций с настоящими учеными уже не получится: за последние 14 лет (события в фильме — это 2002-й) статистика и аналитика в спорте превратились в полноценную науку. Во многом — благодаря wearables, то есть устройствам, которые мы носим на себе. Только Nike принадлежат патенты на 2 727 изобретений в этой области.
Трекер-браслеты просвечивают лазером вены и узнают сердечный ритм, следят за ритмом сна и шагами, но это вчерашние новости. Самое ближайшие будущее — это портативные анализаторы пота (прототип показали в Университете Беркли еще в январе), переезд датчиков в футболки, шорты и обувь (Nike обещает баскетболистам умные кроссовки, которые подскажут, как лучше прыгать), детекторы стресса и в итоге — сотни новых устройств и для профессионалов, и для всех без исключения.
Бонус: подкасты вернутся
Очень американский тренд: в Штатах сходят с ума не только по так и не покорившему Россию Snapchat, но и по подкастам. В 2016-м году 21% всего населения США хотя бы раз в месяц слушал чей-нибудь эфир. Подкасты, это совсем удивительно, обогнали обычное радио.
Доходило даже до того, что первый баскетболист-подкастер, Джей Джей Реддик из «Клипперс», на одной из пресс-конференций решил не углубляться в очередной вопрос, сославшись на то, что он уже рассказывал об этом в своем подкасте. В общем, Василий Стрельников может быть доволен.
Фото: Gettyimages.ru/Sean Gallup, David Ramos
Автор Егор Крецан