Во время Олимпиады в Лондоне 28 июля президент Путин подписал указ, меняющий состав и структуру президентского Совета по развитию физкультуры и спорта, - сообщает vedomosti.ru. При президенте Медведеве руководство советом было разделено: сам он был председателем, а его первым заместителем и председателем президиума совета был премьер Путин. Президиум решал, какие вопросы выносить на обсуждение, по каким направлениям создавать рабочие группы и каких специалистов привлекать.
Теперь президиума не будет, вся власть в совете сосредоточится у председателя, которым стал Путин, а премьер Медведев из совета исключен — как и большинство членов правительства (входило 11 человек). Позиции сохранили только вице-премьер Дмитрий Козак, министр спорта Виталий Мутко, оставшиеся заместителями председателя совета, министры финансов и внутренних дел.
Сократилось представительство и уменьшился вес руководства Олимпийского комитета России (ОКР). Президент ОКР Александр Жуков лишился поста зампредседателя совета и официальных полномочий влиять на повестку этого органа. Из совета выведены почетный президент ОКР Леонид Тягачев и вице-президент Ахмед Билалов.
По прежнему положению о совете у Минспорта, ОКР, Паралимпийского комитета и оргкомитета «Сочи-2014» было право выносить вопросы на заседания. Теперь этого пункта в положении нет.
Покинули президентский совет председатель Счетной палаты Сергей Степашин и руководитель ее аппарата Сергей Шахрай, а также многие известные спортсмены и спортивные функционеры . Сохранили посты крупные бизнесмены, возглавляющие спортивные федерации, — Андрей Бокарев (фристайл), Владимир Лисин (стрельба) и Алишер Усманов (фехтование). Этому не помешало, что в двух последних видах спорта на Олимпиаде в Лондоне российские спортсмены выступили, как сказал руководитель администрации президента Сергей Иванов, провально.
Путин включил в совет двух новых членов: Федора Емельяненко, чемпиона мира и президента Союза смешанных боевых единоборств (неолимпийский вид спорта), схватки которого он посещал в последнее время в Петербурге и Сочи, а также Сергея Фурсенко, бывшего президента РФС, вокруг которого разворачивается кредитный скандал.
Совет стал активно работать после провала российской сборной на Олимпиаде в Ванкувере в феврале 2010 г., сопровождавшейся скандалами вокруг расточительности высших спортивных чиновников.
На одном из заседаний совета Степашин заявил: система подготовки спортсменов в России коррумпированна и неэффективна. Счетная палата рекомендовала четко распределить полномочия между Минспортом, ОКР и спортивными федерациями, а главенство в этих вопросах отдать ОКР. Президентский совет фактически стал штабом реформирования спорта высших достижений. Медведев требовал отставки Мутко и Тягачева, но добился только смены руководства в ОКР.
При содействии Медведева новое руководство ОКР выдвинуло план реформы: совместно с федерациями создать систему мониторинга подготовки спортсменов, привлечь зарубежных специалистов, тренеров и спортсменов, сформировать систему грантов спортсменам и их тренерам, позволяющую финансировать потенциальных чемпионов напрямую. На первом этапе «Газпром» выделил ОКР на эти цели $130 млн, но в дальнейшем ОКР планировал зарабатывать самостоятельно — за счет продажи символики для российских болельщиков Team Russia.
Минспорта и оргкомитет «Сочи-2014» заблокировали эту реформу, сообщали «Ведомостям» функционер ОКР и человек в администрации президента.
Из нового состава совета видно, что задуманная реформа если и начнется, то только после Игр в Сочи, констатирует главный редактор журнала «PROспорт» Евгений Зуенко, сейчас же, за полтора года до Олимпиады, решили сохранить статус-кво, когда основная часть финансирования федераций идет через Минспорт, а роль ОКР косвенная. Остается и схема, при которой к федерациям приставлены крупные бизнесмены — Лисин, Усманов, Михаил Прохоров (биатлон). Отказаться от них затруднительно — тот же Лисин не только обеспечивает финансирование, ему принадлежит вся база подготовки спортсменов-стрелков.
Главной целью было унифицировать задачи совета — раньше он был заточен только под Игры в Сочи (до путинского указа они упоминались и в названии совета), но потом появилась «Казань-2013», а теперь — чемпионат мира по футболу 2018 г., объясняет чиновник Кремля, в сокращенном варианте совет станет более работоспособным.
ОКР занял адекватное место в совете: это общественная организация, в других странах она вообще служит «туристическим агентством» по отправке команды на Игры, считает спортивный эксперт Дмитрий Тугарин. Но он признает: российский спорт деградирует, итоги Олимпиады в Лондоне не должны вводить в заблуждение, с Олимпиады в Пекине качественных системных изменений не произошло.
В пресс-службе ОКР затруднились прокомментировать изменения в совете, представитель Кремля от комментариев отказался.
В подготовке статьи участвовала Дарья Ильяшенко