Китай доказал, что игры не праздник, а способ прокачать национальный престиж.
Зимние Олимпийские игры-2022 уже кажутся событием из прошлой жизни. Неизвестно, будут ли в России в ближайшие годы спорт и спортивный бизнес в привычном понимании. В Пекине казалось, что нет ничего страшнее скандала с фигуристкой Камилой Валиевой, но вновь сработала старая мудрость: хуже может быть всегда.
Прошедшая Олимпиада, возможно, стала последним крупным соревнованием, куда Россию допускали хотя бы с каким-то намеком на национальный статус – триколор на флаге ОКР виден хорошо. По первому концерту Чайковского тоже, кажется, будем скучать.
Игры не в кризисе
Сами Олимпиады никуда не денутся. В последние годы много говорится, что они никому не нужны. Но телерейтинги в России и Европе это не подтверждают, да и беглый взгляд на медиа стран, лидирующих в зимних видах спорта, показывал, что медали и герои людям все еще интересны. Возможно, просели цифры в США, но не стоит забывать о максимально неудобных для них часовых поясах. Американские репортеры своими показателями были довольны. А скандал вокруг Валиевой вовсе стал главным мировым событием.
Следующие Олимпиады пройдут в традиционных спортивных странах: Франции, Италии, США. Значит, рынки есть. Для городов с развитой инфраструктурой Игры превращаются в интересный вариант заработка. Подлатать пару арен, проложить автобусные маршруты между ними – и вуаля, Париж-2024 готов встречать спортсменов со всего мира. При этом можно отправить часть соревнований далеко за пределы олимпийской столицы. Через два года гандбол пройдет в Лилле, парусный спорт в Марселе, а серфинг и вовсе на Таити.
Китай стал зимней державой
На церемонии закрытия глава Международного олимпийского комитета Томас Бах сказал, что «Китай встречают в семье зимних спортивных держав». Заслуженно – КНР сделала невероятный рывок к третьему месту в медальном зачете по золоту, обогнав США, Россию и многих других. Хозяева провели сверхэффективную Олимпиаду, подтянув виды спорта, в которых разыгрывается много наград – например, шорт-трек.
Родившаяся в США фристайлистка Гу Эйлин благодаря своей западной внешности стала настоящей звездой. Кстати, китайцы вообще любят европейских спортсменов и неполиткорректно признают, что красота играет не последнюю роль. На вопрос, почему им так нравится русская фигуристка Александра Трусова, местные журналисты отвечали: «У нее же длинные волосы!»
Китайское телевидение показывало почти исключительно те виды, в которых у представителей Поднебесной были высокие шансы на успех. И не один раз, а два, пять, десять – в повторе вместо прямых трансляций следующих соревнований.
Бин Дунь Дунь
Главный герой Олимпиады – Бин Дунь Дунь. Это невероятный успех китайцев – ни один талисман не бил так точно в цель, как пекинская панда. Ради нее на китайских заводах включили дополнительные мощности. Ради нее журналисты и персонал приезжали в пять утра к пресс-центру, чтобы занять очередь в единственный доступный им магазин – и видели ряды из стульев и рюкзаков тех, кто встал в четыре. Хотя ближе к концу Игр стал известен лайфхак: можно было написать на склад и почти без очереди получить три игрушки.
Бин Дунь Дунь был отлично прорисован и задорно участвовал в самых несуразных акциях – дирижировал оркестром волынщиков на керлинге, прыгал аксель на фигурном катании, постоянно смешно падал и тем самым завоевывал TikTok.
Стадионы, заборы и пропаганда
Пекин стал первым в истории городом, проводившим и летнюю, и зимнюю Олимпиады. Инфраструктуру 14-летней давности
в городе использовали грамотно. Церемонии открытия и закрытия прошли в «Птичьем гнезде», центр водных видов спорта превратился в керлинг-центр, во дворце спорта, который строился еще во времена Мао Цзэдуна, вместо волейболистов бились фигуристы и шорт-трекисты, хоккей пришел на смену спортивной гимнастике и гандболу.
Но ощущения, что китайцам нужна эта Олимпиада, не возникло. «Пузырь» был максимально жестким – не то что в Токио. Все официальные отели и арены обнесли мрачным железным забором и блокпостами. Жители Пекина и спортсмены/персонал/журналисты могли видеть друг друга только через стекло автобуса. Об автографах и селфи речи не шло.
На трибунах зрители сидели строго в шахматном порядке, хлопали тоже чуть ли не по команде, но на шорт-треке и фигурном катании слышно их было хорошо. Пускали либо сотрудников госпредприятий, либо студентов, школьников – в общем, проверенных людей. На соревнованиях фигуристов пару раз появился российский флаг (кажется, теперь мы будем по ним долго скучать), держала его девушка далеко не китайской внешности.
Через несколько дней после закрытия Олимпиады стали объявлять локдауны в отдельных районах Пекина (по местным правилам для этого достаточно всего одного подтвержденного заражения!), а жителей массово погнали на ПЦР. Очереди в ларьки (пунктами это назвать сложно) тестирования впечатлили бы даже тех, кто пережил дефицит начала 1990-х.
$38,5 млрд - стоимость проведения зимних Игр в Пекине по оценке Business Insider с учетом затрат на инфраструктуру.
$3,9 млрд – официальный бюджет Пекина-2022, включающий только затраты непосредственно на организацию соревнований.
Логистика
Если у вас было представление о Китае как экономическом драконе с высокой самоорганизацией и дисциплиной – забудьте. Хаоса и бюрократии здесь не меньше, чем в России. Автобусы ходят по своему собственному усмотрению, создавая толкучки у арен. Объяснение опозданий у волонтеров (к ним никаких претензий) было потрясающим: «Расписание же гибкое». При этом на английском волонтеры говорят по заветам Эллочки-людоедки, зная 30 основных слов, но без опции выйти за пределы этого вокабуляра. Хотя зачем им это, если китайцы уже на пути к мировому экономическому господству?
Проблемы не ограничивались нарушением расписания. Было три кластера: городской, первый горный (санно-бобслейные виды и горные лыжи) и второй горный (лыжи, биатлон, фристайл). Железнодорожная ветка начинается в Пекине и проходит через оба кластера. Как думаете, что нужно, чтобы попасть из первого горного во второй? Правильно. Сесть на поезд до города, а потом ехать обратно в горы. Гениально! Made in China.
Горный городок Чжанцзякоу, который по замыслу должен превратиться в благоухающий курорт, может прийти в запустение. Экстремальные температуры ниже –20 градусов Цельсия с пронизывающим ветром впечатлили даже привыкших к морозам русских журналистов, а китайские коллеги старались туда даже не соваться, съеживаясь после первого снега в равнинном Пекине. Хотя отстроен Чжанцзякоу не хуже Красной поляны – с альпийскими шале и прочей красотой. Но расстояния, сложная логистика и слабость китайцев в традиционных лыжных видах спорта вряд ли позволят сделать здесь новый Куршевель. Даже произнести название Чжанцзякоу сложно.
Чем ответит Запад?
Главный вопрос – зачем все это было и зачем в принципе нужны сейчас Олимпиады? Китай уже не назовешь третьим миром, но даже развивающимся странам Игры нужны для национального престижа. Пекинская Олимпиада именно про это: выгоду для политических властей. Какой ответ найдут Париж, Милан и Лос- Анджелес – вопрос открытый.
После коронавируса государства снова стали более национальными и протекционистскими, так что престиж нужен и французам, и итальянцам. Но найдут ли они еще какую-то олимпийскую идеологию? Это может стать главным вызовом предстоящих Олимпиад.
Материал из журнала «СБК. Спорт Бизнес Консалтинг» №1 (47) март 2022