Ведомости опубликовал мнение Кевина Дэйли, главного экономиста по Великобритании Goldman Sachs.
Исторически финансовые результаты проведения Олимпийских игр не отличались особой стабильностью: Олимпийские игры 1972 г. в Мюнхене и 1976 г. в Монреале принесли странам-организаторам существенные убытки, а Игры в Лос-Анджелесе (1984 г.), Барселоне (1992 г.) и Атланте (1996 г.) оказались прибыльным. Но если мы рассчитаем «полную себестоимость» проведения Игр — для чего придется сложить расходы на строительство олимпийских объектов и инфраструктуры, а также затраты на обеспечение безопасности и прочие сопутствующие расходы — то становится вообще не очевидно, была ли хотя бы одна Олимпиада прибыльной в этом узком финансовом смысле слова.
Летние Олимпийские игры 2012 г. в Лондоне, как ожидается, прибыль все-таки принесут (в том смысле, что выручка от их проведения превысит текущие, операционные затраты на проведение Игр). Но даже в ситуации операционной прибыльности Великобритания по-прежнему должна будет самостоятельно покрывать существенные расходы на строительство олимпийских объектов и прочие дополнительные затраты.
Если отбросить вышеуказанные финансовые соображения, то можно сказать, что процессы управления и контроля над затратами при строительстве олимпийских объектов и подготовке к проведению Олимпиады в Лондоне, в целом, можно назвать успешными: строительство инфраструктурных объектов для Игр было завершено в срок и даже с определенной экономией по сравнению со сметами (правда, составленными в 2007 г.).
В 2005 г., когда заявка Лондона на проведение Олимпийских игр выиграла конкурс, предварительный расчет стоимости их проведения давал цифру в районе 3 млрд фунтов. Эта оценка резко выросла в 2007 г. (до 9 млрд фунтов) — именно тогда стали доступны первые детально проработанные, то есть реалистичные, сметы итоговых затрат. С тех пор сумма сметы даже снизилась до 8,5 млрд фунтов, что частично отражает влияние экономического спада, который привел к снижению совокупных расходов на строительство объектов.
Как эти расходы повлияли на госбюджет? Весьма ограниченно. Сумма в 8,5 млрд фунтов представляет собой 0,55% годового ВВП Великобритании — или 1,4% от доходной части бюджета (тут следует учесть, что эти расходы осуществлялись в течение нескольких лет). Ожидается, что с течением времени существенная часть расходов правительства в сумме 8,5 млрд фунтов будет возмещена — путем продажи земельных участков и прочих объектов.
Финансовый менеджмент и хорошая подготовка к Играм, несомненно, важны для успешного проведения Олимпиады, но концентрация внимания исключительно на финансовых показателях Игр не дает возможности увидеть более широкий экономический эффект, как кратко-, так и долгосрочный, что получает страна-организатор от проведения Олимпиады.
Краткосрочные экономические эффекты возникают в силу роста расходов на товары и услуги благодаря проведению Олимпийских игр: такого рода покупки, по мере их осуществления, учитываются как рост производства или сферы услуг, то есть увеличивают темпы экономического роста страны. Лондонский оргкомитет Олимпийских игр опубликовал свои оценки, по которым его полная сумма расходов составит около 2 млрд фунтов (это затраты на временный наем персонала, услуги по обеспечению безопасности и т. д.), причем более половины этой суммы, порядка 0,3-0,4% ВВП, вероятно, будет потрачено непосредственно в III квартале 2012 г.
Отели, рестораны и предприятия розничной торговли также, вероятно, увидят рост своих продаж, вызванный дополнительным спросом на их товары и услуги со стороны иностранных туристов, приехавших в Великобританию. Но при этом необходимо учитывать и противоположно действующий фактор: некоторые туристы, вполне вероятно, могут отказаться от поездки в Великобританию как раз потому, что«там же Олимпийские игры». Кроме того, объемы продаж других предприятий британской экономики могут снизиться в результате транспортных и логистических проблем, вызванных проведением Игр.
Сложно сейчас оценить чистый эффект от косвенных и прочих компенсирующих факторов. В качестве некой средней оценки мы предположили, что эти факторы в целом взаимно скомпенсируют друг друга, и краткосрочный эффект от проведения Олимпийских игр в Лондоне обеспечит рост экономики Великобритании в III квартале 2012 г. примерно на 0,3-0,4% по сравнению с предыдущим кварталом (то есть в годовом выражении прибавка составит 1,2-1,6%).
Долгосрочные выгоды от проведения Олимпийских игр включают в себя рекламу и продвижение Лондона и Великобритании как центров туризма, а также потенциальных направлений для иностранных инвестиций. Кроме того, проведение Олимпиады окажет долгосрочное положительное воздействие на условия проживания местных жителей (олимпийские проекты «вернут к жизни» ранее заброшенный район Лондона). По своей природе эти воздействия сложнее оценить финансов, но это не значит, что они менее значимы, чем краткосрочные эффекты от проведения Игр.
Любители спорта тут могут начать настаивать, что концентрироваться только на финансовом управлении проведением Олимпийских игр или рассматривать только экономические затраты и выгоды, которые получит страна-организатор, означало бы пропустить нечто более важное. Так же, как существуют кратко- и долгосрочные экономические последствия проведения Олимпиады, так есть и кратко- и долгосрочные выгоды для спорта.
Долгосрочные заключаются в строительстве спортивных сооружений, которые и после проведения Игр останутся в Лондоне, а также в популяризации спорта в британском обществе. Но для болельщиков, нацеленных на соревнование с другими странами, возможно, самым главным «результатом» проведения Олимпиады является краткосрочный спортивный результат — а именно то, что команды страны-организатора, как правило, получают гораздо больше медалей на «родной» Олимпиаде. В среднем, команды и спортсмены страны-организатора Игр получали на 54% больше медалей по сравнению с их выступлениями на Олимпиадах в других странах. Если медали — это ваша «предпочтительная валюта», то очевидно, что проведение Олимпиады обеспечивает весьма высокую доходность инвестиций.